Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ • Президент России
Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с инвестированием способами, не предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) инвестиционная платформа — информационная система в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы;
2) инвестиции — денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения предусмотренных настоящим Федеральным законом ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа;
3) деятельность по организации привлечения инвестиций — оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы;
4) инвестор — физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании;
5) лицо, привлекающее инвестиции, — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций;
6) участники инвестиционной платформы — инвесторы, лица, привлекающие инвестиции, а также лица, указанные в части 9 статьи 8 настоящего Федерального закона;
7) оператор инвестиционной платформы — хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ;
8) инвестиционное предложение — предложение лица, привлекающего инвестиции, заключить с ним договор инвестирования;
9) договор инвестирования — договор между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции, по которому осуществляется инвестирование с использованием инвестиционной платформы способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом;
10) утилитарные цифровые права — цифровые права, указанные в частях 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
11) раскрытие информации оператором инвестиционной платформы — обеспечение доступности информации неопределенному кругу лиц путем размещения информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, владельцем которого является оператор инвестиционной платформы;
12) предоставление информации оператором инвестиционной платформы — действия оператора инвестиционной платформы, направленные на получение информации участниками инвестиционной платформы и (или) передачу информации участникам инвестиционной платформы;
13) мобильное приложение — программное обеспечение, применяемое физическими лицами с использованием технического устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для доступа к инвестиционной платформе.
2. Понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
3. Понятие «информационная система» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Статья 3. Деятельность по организации привлечения инвестиций
1. Деятельность по организации привлечения инвестиций осуществляется на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании. Услуги по привлечению инвестиций могут быть оказаны только лицам, соответствующим требованиям статьи 14 настоящего Федерального закона.
2. По договору об оказании услуг по привлечению инвестиций одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне (лицу, привлекающему инвестиции) доступ к инвестиционной платформе для заключения с инвестором договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.
3. По договору об оказании услуг по содействию в инвестировании одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне (инвестору) доступ к инвестиционной платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.
4. Если это предусмотрено правилами инвестиционной платформы, плата за оказание услуг по привлечению инвестиций и (или) плата за оказание услуг по содействию в инвестировании не взимается.
5. Договор об оказании услуг по привлечению инвестиций и договор об оказании услуг по содействию в инвестировании являются договорами присоединения, условия которых определяются оператором инвестиционной платформы в правилах инвестиционной платформы.
6. Оператор инвестиционной платформы обязан установить лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по привлечению инвестиций или договор об оказании услуг по содействию в инвестировании. При этом оператор инвестиционной платформы вправе устанавливать таких лиц и (или) обновлять информацию о них с использованием сведений, полученных из единой системы идентификации и аутентификации.
7. Оператор инвестиционной платформы до заключения договора об оказании услуг по содействию в инвестировании обязан получить от инвестора — физического лица подтверждение того, что он ознакомился с рисками, связанными с инвестированием, осознает, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме, и принимает такие риски.
8. Оператор инвестиционной платформы представляет в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) отчеты об осуществлении деятельности по организации привлечения инвестиций в порядке, форме и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.
Статья 4. Правила инвестиционной платформы
1. Оператор инвестиционной платформы вправе осуществлять деятельность по организации привлечения инвестиций при условии раскрытия правил инвестиционной платформы в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Федерального закона.
2. В правилах инвестиционной платформы должны содержаться:
1) условия договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании;
2) порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и (или) к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, включая порядок установления лиц при заключении таких договоров;
3) требования к участникам инвестиционной платформы;
4) способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы;
5) требования к содержанию инвестиционного предложения;
6) порядок принятия инвестиционного предложения;
7) сроки передачи денежных средств участникам инвестиционной платформы с номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы;
8) размер вознаграждения оператора инвестиционной платформы или порядок его определения либо указание на отсутствие вознаграждения;
9) состав информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы, а также порядок и сроки раскрытия такой информации;
10) порядок обмена информацией между инвесторами с использованием инвестиционной платформы;
11) порядок применения мобильного приложения либо указание на то, что для доступа к инвестиционной платформе не применяется мобильное приложение;
12) иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Правила инвестиционной платформы могут содержать не предусмотренные настоящим Федеральным законом положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону.
4. Оператор инвестиционной платформы вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила инвестиционной платформы. При этом такие изменения не могут распространяться на отношения между участниками инвестиционной платформы и оператором инвестиционной платформы, возникшие до вступления в силу таких изменений.
5. Правила инвестиционной платформы и вносимые в них изменения утверждаются оператором инвестиционной платформы. Изменения, вносимые в правила инвестиционной платформы, вступают в силу не ранее чем через пять дней после дня раскрытия информации об этом в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы
Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться следующими способами:
1) путем предоставления займов;
2) путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (далее — ценные бумаги), размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
3) путем приобретения утилитарных цифровых прав;
4) путем приобретения цифровых финансовых активов. (Пункт введен — Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
Статья 6. Ограничения на привлечение инвестиций
1. В течение одного календарного года одно лицо может привлечь с использованием инвестиционных платформ инвестиций на сумму, соответствующую значению (подпункт 4 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»), при котором в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» составление и регистрация проспекта ценных бумаг не являются обязательными.
2. Ограничения, установленные частью 1 настоящей статьи, не распространяются на публичные акционерные общества, привлекающие инвестиции путем приобретения инвесторами утилитарных цифровых прав и (или) цифровых финансовых активов. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
3. Если инвестирование с использованием инвестиционной платформы осуществляется путем приобретения размещаемых ценных бумаг, такие ценные бумаги могут размещаться только путем закрытой подписки в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а защита прав и законных интересов инвесторов осуществляется с учетом положений Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
4. Оператор инвестиционной платформы обязан осуществлять контроль за соблюдением ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, в отношении лица, привлекающего инвестиции, при каждом привлечении им инвестиций с использованием инвестиционной платформы этого оператора.
Статья 7. Особенности инвестирования физическими лицами
1. Оператор инвестиционной платформы может предоставить возможность физическому лицу инвестировать в течение одного календарного года денежные средства с использованием этой инвестиционной платформы с учетом инвестирования такого физического лица в тот же период с использованием иных инвестиционных платформ, в сумме не более 600 тысяч рублей, если иное ограничение не предусмотрено федеральными законами.
2. Ограничение, указанное в части 1 настоящей статьи, не распространяется:
1) в отношении граждан, которые являются индивидуальными предпринимателями, и (или) физических лиц, признанных оператором инвестиционной платформы квалифицированными инвесторами в соответствии со статьей 512 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
2) в отношении физических лиц при приобретении ими утилитарных цифровых прав по договорам инвестирования, заключенным с публичным акционерным обществом.
3. Признание физического лица квалифицированным инвестором осуществляется по его заявлению оператором инвестиционной платформы.
4. Оператор инвестиционной платформы обязан осуществлять контроль за соблюдением ограничения, установленного частью 1 настоящей статьи, в отношении физического лица (гражданина) при каждом его инвестировании с использованием инвестиционной платформы этого оператора. Контроль, предусмотренный настоящей частью, осуществляется оператором инвестиционной платформы на основании заверений физического лица (гражданина) о соблюдении указанного ограничения, представляемых в порядке, предусмотренном правилами инвестиционной платформы.
5. Последствием инвестирования с использованием инвестиционной платформы гражданином, который не является индивидуальным предпринимателем, и (или) физическим лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного физического лица квалифицированным инвестором, с превышением ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи, является возложение на оператора этой инвестиционной платформы обязанности по требованию указанного физического лица (гражданина) приобрести у него имущественные права, ценные бумаги, утилитарные цифровые права и (или) цифровые финансовые активы, приобретенные в этой инвестиционной платформе, на сумму такого превышения. Предусмотренное настоящей частью последствие не применяется в случае, если физическое лицо (гражданин) дало оператору инвестиционной платформы недостоверные заверения о соблюдении ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи. Иск о применении последствия, предусмотренного настоящей частью, может быть предъявлен инвестором в течение одного года с даты совершения сделки с превышением ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
6. Инвестирование гражданином с использованием инвестиционной платформы не требует государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
1. В инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
1) право требовать передачи вещи (вещей);
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
2. Утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.
3. Права, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами статьи 13 настоящего Федерального закона.
4. Лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе:
1) существо права (требования);
2) порядок осуществления утилитарных цифровых прав;
3) количество предлагаемых утилитарных цифровых прав.
5. Содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав определяются в инвестиционной платформе способом, обеспечивающим их доступность для последующего использования, в том числе для воспроизведения в неизменном виде.
6. Изменение содержания и (или) условий осуществления утилитарных цифровых прав после начала срока действия инвестиционного предложения о приобретении этих утилитарных цифровых прав не допускается.
7. Возникновение утилитарного цифрового права, его осуществление, распоряжение им, в том числе передача, залог, обременение утилитарного цифрового права другими способами, или ограничение распоряжения утилитарным цифровым правом возможны только в инвестиционной платформе. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, утилитарное цифровое право возникает у первого приобретателя, переходит от одного лица к другому лицу и (или) прекращается с момента внесения информации об этом в инвестиционной платформе в соответствии с правилами этой инвестиционной платформы. Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, а также порядок определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе.
8. Оператор инвестиционной платформы обеспечивает всем участникам инвестиционной платформы техническую возможность приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять утилитарные цифровые права, а также распоряжаться ими.
9. Оператор инвестиционной платформы вправе предоставить возможность приобрести или принять для учета утилитарные цифровые права при их обращении лицам, не являющимся инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. В этом случае оператор инвестиционной платформы осуществляет установление таких лиц по правилам, предусмотренным для установления лиц при заключении договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.
10. В случае прекращения обязательства (статья 407 Гражданского кодекса Российской Федерации), права по которому являются утилитарными цифровыми правами, в инвестиционной платформе должна быть внесена информация о прекращении указанных утилитарных цифровых прав.
11. Утилитарные цифровые права могут учитываться депозитарием в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — депозитарий).
12. Утилитарные цифровые права могут предлагаться физическим и юридическим лицам только при условии, что они возникают в инвестиционной платформе, в соответствии с требованиями,
Как новый закон об инвестиционных платформах повлияет на бизнес
С 2020 года в России действует закон об инвестиционных платформах. По статистике поисковых запросов, люди считают, что закон распространяется на краудфандинговые площадки, где собирают добровольные пожертвования.
На самом деле, закон не касается краудфандинга. Рассказываю, какие площадки подпадают под его действие и как всё будет работать.
В законе термин «краудфандинговые площадки» не используется. Площадки для сбора инвестиций там называют «инвестиционные платформы». Такими платформами считают сайты-посредники, которые публикуют запросы на инвестиции от бизнеса.
Инвестор может зайти на сайт, выбрать заинтересовавший его запрос и вложить деньги в реализацию. Взамен инвестор что-то получает — например, деньги или облигации.
Эти инвестиционные платформы правильнее называть не краудфандинговыми, а краудинвестинговыми. Выясним разницу между двумя терминами.
Предположим, ваша компания хочет выпустить инновационную зубную щетку, но на это нет денег. Вы можете запустить краудфандинговую или краудинвестинговую кампанию.
Краудфандинговая кампания. Вы запускаете кампанию на специальном сайте, чтобы привлечь инвестиции на конкретный проект — производство зубной щетки. Если соберется нужное количество денег, каждый инвестор получит эту самую зубную щетку и экскурсию на завод в качестве бонуса. Если деньги не соберут, инвесторы останутся ни с чем.
Популярные площадки для краудфандинга: Planeta, Boomstarter, Kickstarter. На них чаще всего собирают деньги на конкретные проекты: игры, книги, фильмы, необычные технические устройства. Инвесторы на этих площадках думают в первую очередь не о выгоде, а о поддержке интересного проекта, делают что-то вроде добровольных пожертвований. Серьезной выгоды из краудфандинга не извлечь.
Краудинвестинговая кампания. Вы запускаете кампанию на инвестиционной платформе, чтобы привлечь деньги на развитие фирмы. Если соберется нужное количество, каждый инвестор станет обладателем доли в компании и сможет регулярно получать дивиденды по акциям. Если деньги не соберут, инвесторам вернут вложения.
Популярные площадки для краудинвестинга: StarTrack, Penenza, Ozon.Invest. На них собирают деньги на запуск и развитие конкретного бизнеса — например, стартапа. Инвесторы после вложений получают не разовую награду, а длительную выгоду и прибыль. Краудинвестинговые площадки помогают малому бизнесу привлечь внимание множества инвесторов и собрать крупную сумму, которую один инвестор вложить бы не рискнул.
Закон о краудфандинге защитит инвесторов от мошенничества
Задумываетесь о получении дохода путем вложения небольших сумм в развитие стартапов? А может, вы уже давно участвуете в финансировании предприятий? Со следующего года инвестировать можно будет смелее: новые законодательные механизмы защиты минимизируют риски потерять деньги из-за недобросовестности лиц, привлекающих инвестиции
Цифровизация в последние годы стала одним из наиболее актуальных аспектов развития российской и мировой экономики. Натиску стремительно развивающихся информационных и цифровых технологий подверглось и законодательство, связанное с регулированием инвестиционной деятельности в России: 2 августа 2019 г. был принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Чаще его именуют Законом о краудфандинге. Он вступит в силу с 1 января 2020 г. и будет регулировать деятельность по привлечению инвестиций с использованием специальных цифровых платформ.
Коротко о краудфандинге
Краудфандинг (от англ. crowd funding – «коллективное финансирование») представляет собой способ привлечения денежных средств неопределенного круга лиц с использованием информационных технологий. Его ключевым элементом является инвестиционная платформа, доступ к которой обеспечивается через интернет.
Краудфандинг появился сравнительно недавно, но уже успел стать популярным инструментом привлечения финансирования для стартапов, а также субъектов малого и среднего бизнеса.
Согласно данным Банка России, в 2018 г. рынок краудфандинга составил 15,2 млрд руб. По оценкам экспертов, мировой объем рынка краудфандинга к 2020 г. может составить более 90 млрд долл.
Какие преимущества дает краудфандинг?
Он дает преимущества как инвесторам, так и тем, кто привлекает инвестиции.
Последние получают возможность найти источники финансирования в силу: а) большого числа потенциальных инвесторов; б) относительно небольших сумм инвестиций, которыми инвесторам гораздо проще распорядиться.
К плюсам для инвесторов могут быть отнесены: а) возможность инвестирования в различные стартапы; б) возможность вложения относительно небольших сумм; в) доход обычно больше, чем полученный от банковского вклада; г) диверсификация инвестиционного портфеля, т.е. инвестор может вкладывать средства одновременно в разные отрасли экономики. Кроме того, инвестировать можно, находясь в любой точке мира, – для этого достаточно иметь доступ к интернету.
Кто участвует в краудфандинге?
Участниками являются: привлекающее лицо – тот, кто привлекает инвестиции; инвестор и оператор инвестиционной платформы.
Привлекающим лицом может быть индивидуальный предприниматель и российское юридическое лицо. Такой возможности юрлицо будет лишено, только если: контролирующее лицо или руководитель организации имеют неснятую (непогашенную) судимость за экономические преступления или преступления против государственной власти; руководитель подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации; лицо находится в банкротстве; лицо не соответствует иным требованиям, установленным Законом о краудфандинге или правилами инвестиционной платформы.
В качестве инвестора сможет выступить любое физическое и юридическое лицо. Инвестирование не требует государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (хотя такой статус позволит исключить применение к нему лимитов, о которых речь пойдет далее). Минимальный размер сумм, которыми должен располагать инвестор для получения доступа к платформе, не устанавливается.
Оператором инвестиционной платформы является лицо, осуществляющее управление ею. В обязанности оператора входят: предоставление доступа к платформе; разработка ее правил; раскрытие и предоставление информации участникам краудфандинга; идентификация инвесторов и привлекающих лиц; перечисление денежных средств последним и т.д.
Наиболее строгие требования установлены для оператора инвестиционной платформы, поскольку он отнесен к финансовым организациям. Им может быть только российское юрлицо, включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Размер его собственных средств должен составлять не менее 5 млн руб. Кроме того, оператор инвестиционной платформы, как и органы его управления, должен соответствовать иным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
Какие существуют способы привлечения инвестиций?
Законом предусмотрено несколько способов привлечения инвестиций в рамках краудфандинга:
- привлечение займов;
- продажа эмиссионных ценных бумаг (за исключением ценных бумаг финансовых организаций, структурных облигаций и ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов);
- продажа токенов (утилитарных цифровых прав).
Возможность продажи токенов является новеллой российского законодательства, хотя такой способ довольно давно используется на практике.
Под токеном понимается одно из следующих прав:
- право требовать передачи вещи (за исключением недвижимого имущества и иного имущества, которое требует госрегистрации или сделки с которым подлежат такой регистрации (нотариальному удостоверению));
- право требовать передачи исключительных прав (прав использования) на результаты интеллектуальной деятельности;
- право требовать выполнения работ или оказания услуг.
Содержание этих прав и условия их реализация определяются привлекающим лицом. Осуществление, продажа, дарение, передача в залог и иное распоряжение токеном возможны только в пределах инвестиционной платформы.
Как это работает?
Для использования инвестиционной платформы нужно пройти предварительную идентификацию и зарегистрироваться на ней – это общее правило для привлекающих лиц и инвесторов.
Далее привлекающее лицо готовит инвестиционное предложение. В нем отражаются условия привлечения инвестиций (описание того, что получает инвестор), срок действия предложения, минимальные и максимальная суммы инвестиций. Это предложение размещается на платформе.
Заинтересовавшийся инвестор принимает инвестиционное предложение, используя инструменты платформы (для этого у него должно быть достаточное количество денежных средств на счете в платформе). В течение пяти рабочих дней инвестор может передумать и отозвать свою заявку.
После прекращения действия инвестиционного предложения, при условии сбора минимальной суммы инвестиций или когда набрана максимальная сумма, денежные средства инвесторов перечисляются оператором платформы привлекающему лицу. Только после этого договор о предоставлении инвестиций между инвестором и привлекающим лицом считается заключенным.
Если же срок действия инвестиционного предложения истек, но минимальная сумма инвестиций не была собрана, договоры о предоставлении инвестиций не заключаются.
Есть закон – рисков нет?
Основная задача принятия Закона о краудфандинге заключалась в минимизации рисков инвесторов. Ведь краудфандинг существовал и до принятия закона, но инвесторы нередко сталкивались с мошенничеством со стороны привлекающих лиц.
Законом предусмотрены следующие элементы защиты инвесторов:
- объем инвестиций, собираемых одним привлекающим лицом в течение года, не может превышать 1 млрд руб. (за исключением инвестиций, привлекаемых публичными акционерными обществами путем продажи токенов);
- объем инвестиций, предоставляемых одним инвестором в течение года, – не более 600 тыс. руб. (лимит не распространяется на квалифицированных инвесторов и индивидуальных предпринимателей, а также не действует при приобретении токенов у публичных акционерных обществ);
- установление минимальных требований к привлекающим лицам;
- установление минимальных требований к оператору цифровой платформы;
- установление минимальных требований к цифровой платформе;
- право инвесторов отозвать свое заявление в отношении инвестиционного предложения в течение пяти рабочих дней;
- предоставление инвесторам информации о привлекающем лице (включая годовую бухгалтерскую отчетность; информацию об органах управления; сведения о рейтинге лица, который присваивается согласно правилам инвестиционной платформы; сведения о сумме инвестиций, привлеченных этим лицом в текущем году, и т.д.);
- предоставление инвесторам информации об инвестиционном предложении (включая информацию о целях привлечения инвестиций; основных рисках, связанных с принятием инвестиционного предложения; текущем рейтинге предложения, присвоенном согласно правилам инвестиционной платформы, и т.д.).
Вместе с тем все это лишь минимизирует риски инвесторов, но не устраняет их полностью. Ведь даже финансово устойчивая компания может стать банкротом без какого-либо умысла, например в связи с изменением конъюнктуры рынка. Поэтому краудфандинг для инвесторов является высокорисковой деятельностью, связанной с возможной утратой денежных средств. И об этом оператор платформы обязан уведомлять инвесторов.
К принятию решения об инвестировании с помощью краудфандинга рекомендуется подходить с должной степенью разумности и осмотрительности. Детально изучайте информацию о привлекающих лицах и инвестиционных предложениях – это поможет уменьшить риски.
Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/44616
Источник https://life.akbars.ru/kak-zakon-ob-investplatformakh-povliyaet-na-biznes
Источник https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/zakon-o-kraudfandinge-zashchitit-investorov-ot-moshennichestva/