Пенсионные фонды — Фондовый рынок. Кн. 1

Фондовый рынок и инвестиционная специфика пенсионных накоплений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ФОНДОВЫЙ РЫНОК / STOCK MARKET / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / PENSION ACCUMULATED RESOURCES / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCE RESOURCES / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ФОНДОВЫЙ КРИЗИС / STOCK CRISIS / МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ ОБЕСЦЕНЕНИЯ / MECHANISMS OF PROTECTING AGAINST DEVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галанов Владимир Александрович, Галанова Александра Владимировна

В статье рассмотрена взаимосвязь развития фондового рынка и пенсионных накоплений , с учетом социальной специфики последних предложены возможные механизмы защиты вложений этих накоплений в ценные бумаги от обесценения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галанов Владимир Александрович, Галанова Александра Владимировна

Дестабилизирующие финансы, экономику, государство и общество проявления за 2003-2011 гг. И план и прогнозы функционирования с 2011 г. Пенсионной системы России

The article considers the interrelation between the stock market development and pension accumulated resources with due regard for social characteristics of the latter. The authors put forward possible mechanisms of protecting the investment of these resources in securities against devaluation.

Текст научной работы на тему «Фондовый рынок и инвестиционная специфика пенсионных накоплений»

Д-р экон. наук В. А. Галанов канд. экон. наук А. В. Галанова

ФОНДОВЫЙ РЫНОК И ИНВЕСТИЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

В статье рассмотрена взаимосвязь развития фондового рынка и пенсионных накоплений, с учетом социальной специфики последних предложены возможные механизмы защиты вложений этих накоплений в ценные бумаги от обесценения.

Ключевые слова и словосочетания: фондовый рынок, пенсионная система, пенсионные накопления, финансовые ресурсы, экономический кризис, фондовый кризис, механизмы защиты от обесценения.

Инвестиционная специфика пенсионных накоплений и вытекающее из нее значение этих накоплений для развития российского фондового рынка определяются двумя главными теоретическими моментами:

— с количественной точки зрения пенсионные накопления являются одним из основных источников финансовых ресурсов экономического развития страны в силу своих огромных размеров и долгосрочного характера;

— с качественной точки зрения пенсионные накопления имеют очевидный социальный характер, или социальную значимость, что проявляется прежде всего в присущих им социальных целях и общественных механизмах организации, которые находятся за пределами непосредственных отношений накопления финансового капитала в виде фондовых и иных доходных рыночных активов.

Особенность пенсионных накоплений как действительного финансового (фондового) ресурса страны — это их твердая гарантирован-ность законом, или их обязательный характер.

Абстрактное утверждение, что пенсионные накопления есть главный финансовый ресурс страны не является абсолютной истиной. Оно может быть верным только в том случае, если в стране применяется накопительная система пенсионного обеспечения, т. е. имеются пенсионные накопления, которые преимущественно инвестируются в ценные бумаги в существенных (значимых) для рынка размерах. В случае преобладания в стране распределительной системы пенсионного обеспечения населения пенсионные накопления в непосредственном виде как некое массовое и обязательное явление, по сути, отсутствуют, а потому

не являются существенным источником финансовых ресурсов для любого рода инвестиций в капитал.

Тем не менее даже в условиях распределительной системы пенсионного обеспечения не следует полностью игнорировать существование пенсионных накоплений вообще, которые могут иметь место уже не в обязательном порядке, предписываемом пенсионным законодательством страны, а исключительно на добровольной основе либо на уровне каких-то (обычно крупных) коммерческих организаций, либо на уровне самих граждан-работников в виде разнообразных личных сбережений, предназначенных для обеспечения старости (наличные сбережения, банковские вклады, купленные ценные бумаги, страховые полисы и др.). В последнем случае теоретическая проблема состоит в том, что целевой характер любого рода добровольных личных сбережений населения часто либо трудно определим (имеет весьма расплывчатый характер), либо переменчив, ибо легко переходит от одного целевого вида сбережения в другой, или же сбережения, предназначенные на какие-то будущие цели, превращаются под влиянием существенных текущих обстоятельств жизни накопителя в некие текущие расходы его самого или его семьи.

Таким образом, пенсионные накопления выступают в качестве настоящего, или твердого, самостоятельного и специфического финансового ресурса страны только тогда, когда они по своему государственному юридическому статусу, который в этом случае уже не просто изменить по воле отдельного субъекта, являются гарантированными финансовыми накоплениями, а не просто сбережениями, которые в любой момент времени могут поменять свой статус и перестать быть не только пенсионными накоплениями, но и накоплениями вообще.

Обязательный статус пенсионных накоплений, или образование (создание) общегосударственного фонда пенсионных накоплений, независимо от конкретных форм его существования в виде совокупности государственных и негосударственных денежных пенсионных фондов, фактически полностью гарантирует их конечное вложение в ценные бумаги, ибо никаких иных сравнимых по размеру направлений для вложения таких объемов денежных инвестиций на рынке просто не существует. Соответственно ежегодное увеличение части всех пенсионных средств, направляемых на пенсионные накопления, превращается в весьма прогнозируемый фактор роста фондового рынка страны, а через это и в фактор, влияющий на фонд производительного накопления страны в целом.

Создание и последующее функционирование обязательного фонда (фондов) пенсионных накоплений требует учета двух взаимосвязанных сторон указанного процесса. С одной стороны, рост пенсионных накоп-

лений создает денежную составляющую роста фондового рынка, а, с другой — сам фондовый рынок должен создавать в необходимых размерах фондовые инструменты для нового инвестирования прироста пенсионных накоплений. Однако последнее во многом зависит уже не столько от самого фондового рынка, сколько от развития экономики страны на основе эмиссии новых выпусков акций и облигаций в целях привлечения необходимых финансовых ресурсов для дальнейшего расширения бизнеса в тех или иных отраслях экономики.

Иными словами, сами по себе пенсионные накопления и процесс их инвестирования в ценные бумаги (и иные финансовые активы) не ведут к действительному росту экономики. Все может «погашаться», например, в форме спекулятивного роста цен на ценные бумаги на фондовом рынке или даже путем вывоза части пенсионных капиталов за границу, т. е. превращаться в источник финансирования экономического развития других стран за счет национального капитала.

В практическом плане это означает, что необходимо иметь своего рода замкнутую цепочку управленческих мероприятий общегосударственного уровня: создание обязательной накопительной пенсионной системы должно сопровождаться адекватным развитием фондового рынка страны, а развитие последнего — соответствующими мерами прежде всего государства и бизнес-кругов по развитию экономики страны на основе финансовых источников, происходящих от обязательных пенсионных накоплений.

Данная проблема важна не столько для реформирования самой российской пенсионной системы, сколько для экономики в целом. Ведь если финансовые ресурсы пенсионных накоплений будут растрачены впустую, то пострадают не только пенсионеры, а вся страна, ибо произойдет утрата важнейших источников ее экономического роста.

Нецелевое использование пенсионных накоплений вполне возможно в силу противоречия между частными и общественными интересами. Для частного интереса пенсионные накопления — источник для личного обогащения, не связанный с их национальным происхождением. Поэтому только политическая (руководящая) воля государства может увязать интересы личного обогащения с интересами общества по экономическому развитию страны.

Другая финансовая особенность пенсионных накоплений состоит в их противоречивом назначении:

— с одной стороны, они представляют собой финансовый ресурс, который может быть вложен в любые доходные активы рынка (в данном случае мы отвлекаемся от возможных ограничений по составу активов, которые на практике могут иметь место в силу тех или иных обстоятельств по закону) прежде всего в банковские депозиты (которые

частично принимают форму вложений банков в ценные бумаги) и ценные бумаги (непосредственно или через покупку инвестиционных паев). В данном случае непосредственная цель — это увеличение пенсионных накоплений как одной из форм существования финансового капитала на рынке;

— с другой стороны, пенсионные накопления в силу своей социальной сущности не являются капитальным финансовым ресурсом вообще, т. е. таким инвестируемым капиталом, который имеет единственной конечной целью свое собственное бесконечное увеличение путем максимизации чистого дохода. Таким образом, конечная цель пенсионных инвестиций — обеспечение пенсионера соответствующим общественно необходимым уровнем пенсии в течение всего времени выплаты пенсии. Поэтому получение чистого дохода от инвестирования и прироста капитала есть лишь средство для достижения этой конечной цели, а не сама конечная цель, как это характерно для капитала вообще и непосредственно имеет место на рынке по отношению к его участникам, нацеленным на безграничное возрастание капитала (прибыли).

Применительно к социальной цели пенсионных накоплений, казалось бы, можно утверждать, что максимизация пенсионного капитала вовсе не противоречит этой цели, так как очевидно, что чем больше накопленный пенсионный капитал, тем выше и будущая пенсия соответствующего работника. Однако на самом деле в таком очевидном утверждении не принимаются во внимание законы самого капитала. Максимизация прибыли возможна лишь в увязке с максимизацией возможных рыночных рисков. Для пенсионных накоплений такой подход не приемлем, поскольку потеря пенсионного капитала для пенсионера (так же как и для человека, возраст которого приближается к пенсионному возрасту) совершенно невосполнима, и он может оказаться без достаточных средств к существованию в возрасте, когда он уже не способен что-либо изменить. В такой ситуации, например, вмешательство государства в обеспечение пенсионера фактически означает, что система пенсионного накопления сработала не как пенсионная система, а как система капитала. Иными словами, фондовый рынок сработал только как истинно фондовый рынок, а не как особая социальная система государства в современной экономике. Фондовому рынку всегда свойственны кризисы, причины которых, с одной стороны, вытекают из самого этого рынка, а с другой — коренятся в случайностях и закономерностях экономического кризиса вообще.

Применительно к инвестированию пенсионных накоплений фондовый рынок страны выступает уже не просто в роли рынка приумножения капитала, но еще и как сфера сохранения накопленных ранее пенсионных капиталов. Именно применительно к пенсионным накоп-

лениям в полной мере возникает социальная сторона фондового рынка, которая раньше была совершенно не свойственна данному рынку капитала (как впрочем, и другим финансовым рынкам, или рынкам финансовых капиталов).

Социальная сторона фондового рынка объективно проистекает из социальной сути самого пенсионного капитала, вложенного преимущественно в ценные бумаги (частично и в иные капитальные активы рынка), и находит свое выражение в существенных ограничениях и механизмах их реализации, касающихся финансовых инвестиций на основе пенсионных накоплений, которые на данный момент можно сгруппировать в следующие группы:

— механизмы ограничения по рискам пенсионного капитала;

— способы гарантирования сохранности пенсионного капитала;

— механизмы государственного и публичного (общественного) контроля за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, занимающимися инвестированием пенсионных накоплений.

Логика возникновения такой социальной стороны фондового рынка состоит в том, что поскольку чистый доход по ценной бумаге и рост ее курсовой стоимости являются лишь средством для достижения конкретной социальной цели, то и законы образования прибыли от инвестируемого капитала существенно корректируются.

В связи с этим для того, чтобы получить гарантированный средний уровень доходности пенсионных инвестиций, необходимо соответствующее управление рисками, которое не должно сводиться только к их ограничению малодоходными ценными бумагами или низкорисковыми операциями с ценными бумагами и связанными с ними финансовыми инструментами. Ограничения должны касаться не инструментов или операций с ценными бумагами, а представлять собой комплекс рыночных мер по управлению рисками портфельных инвестиций, формируемых на основе пенсионных накоплений. Для управления пенсионными накоплениями должна разрабатываться самая надежная из всех существующих на рынке система управления рисками, или система риск-менеджмента. Только в ней могут быть сосредоточены те или иные ограничения по активам, операциям, срокам, участникам и т. п., и потому именно такая система управления рисками позволит приблизиться к тому, чтобы за продолжительные промежутки времени пенсионные накопления увеличивались по мере роста реального ВВП страны, а сам рост экономики находился бы в пределах (или выше) среднего роста экономики в мире.

Механизмы ограничения рисков, как они видятся в системе риск-мененджмента, преимущественно нацелены на борьбу с рисками, имеющими спекулятивный, а потому временный характер. Если кор-

ректно управлять долгосрочными инвестициями на основе пенсионных накоплений, то спекулятивные риски не представляют существенной угрозы для пенсионных накоплений, так как колебания рыночных цен погашаются за длительный период инвестирования, и проявляется закономерная тенденция к росту цен акций как отражение закона тенденции к безграничному росту капитала. В историческом плане прекращение бесконечного роста капитала означало бы, что исчезли стимулы для роста личного (частного, индивидуального) богатства, что невозможно в рамках данного типа экономических отношений как отношений, нацеленных на максимизацию прибыли и капитала, составляющих основу любого частного богатства.

Таким образом, суть первого типа механизмов сохранения пенсионных капиталов состоит в том, что они представляют собой механизмы борьбы со спекулятивными колебаниями рыночных цен на фондовом рынке. Эти механизмы основываются на фиктивном характере капитала, представляемого в форме инвестиционных ценных бумаг. Фиктивность капитала есть внутренняя причина спекулятивного характера всех цен на фондовом рынке, а сама спекуляция — объективный и единственно возможный способ выявления рыночной, т. е. в максимально возможной степени объективной цены ценной бумаги.

Вместе с тем существуют и другие факторы, от которых зависит финансовая успешность функционирования пенсионного капитала. Это факторы, имеющие отношение к самому функционирующему капиталу на уровне отдельной коммерческой организации и на уровне экономики в целом. Поэтому вопрос о возможности сохранения пенсионного капитала, вложенного в ценные бумаги, должен быть рассмотрен применительно к двум типам ситуаций, относящихся к функционирующему капиталу:

— падение цены акции компании по причинам, коренящимся в ней самой;

— падение цен на ценные бумаги в связи с возникновением кризиса на фондовом рынке (в данном случае совершенно не имеет значения ни то, откуда возник этот кризис, ни глобальность его характера).

В первом случае причина несохранения вложенного в ценные бумаги пенсионного капитала лежит на самом эмитенте, неудовлетворительная коммерческая деятельность которого через различного рода негативную информацию о нем приводит к систематическому падению или отсутствию должного роста цен на его ценные бумаги, и потому может привести к текущим финансовым проблемам для пенсионных выплат, осуществляемых за счет пенсионных накоплений.

Одним из возможных способов сохранения пенсионных накоплений в этой ситуации может стать предлагаемый механизм временного

выкупа государством у пенсионных фондов проблемных акций. Суть этого механизма заключается в следующем.

Сначала уполномоченный экспертный орган сферы пенсионного инвестирования устанавливает, что основная причина длительного (систематического) падения цен, или отсутствия достаточного роста акций определенной компании, коренится в действиях ее менеджмента. Данный вывод служит основанием для того, чтобы уполномоченная государством рыночная структура временно выкупила акции проблемной компании у пенсионных фондов с целью недопущения обесценения их инвестиционных портфелей за счет данных акций. На основе таким образом сформированного портфеля акций уполномоченный государственный орган активно вмешивается в дела данной проблемной компании. Теоретически другие имеющиеся собственники акций заинтересованы в исправлении дел в данной компании и потому всячески будут поддерживать инициативы государства. При этом от разного рода криминальных ситуаций можно абстрагироваться, ибо государство всегда в состоянии разрешить их силовыми способами. Далее, путем смены менеджмента и/или иными путями уполномоченный государством орган выправляет экономическую и производственную ситуацию в компании, что в дальнейшем отражается на росте цен ее акций.

Затем государство продает акции данной компании ее прежним инвесторам в лице пенсионных фондов (по ценам, примерно равным ценам их покупки ранее). Практический результат данного механизма -это восстановление доли (места) акций данной компании на фондовом рынке и в инвестиционном портфеле пенсионных фондов страны.

Другой тип ситуации связан с негативным влиянием общеэкономических факторов на цены ценных бумаг. Поскольку экономическое развитие капиталистического хозяйства время от времени прерывается финансовыми и экономическими кризисами, то неизбежно возникает вопрос и о гарантиях сохранения пенсионного капитала в такие периоды и т. п. Теоретически наличие такого рода гарантий вовсе не характерно для капитала в целом, ибо сама суть кризиса состоит в обновлении капитала, изменении его пропорций на более обоснованные, а потому «гибель» тех или иных капиталов есть закономерный процесс и проявление «железной руки» законов капитала в целом, а не только последствий конкуренции между конкретными участниками рынка.

Иное дело, если проблему рассматривать применительно к пенсионным капиталам, вложенным в ценные бумаги. Если абстрагироваться от каких-то частных случаев, которых нельзя избежать, то пенсионный капитал должен быть застрахован от «гибели» и в случае экономического или только фондового кризиса. Конкретные способы гарантирования пенсионного капитала могут быть разными по своим ме-

ханизмам, временным характеристикам и т. п., но они обязательно должны иметь место в стране, в которой развивается система обязательных пенсионных накоплений, инвестируемых в ценные бумаги.

Само по себе падение курсов ценных бумаг в случае фондового кризиса не столь существенно, ибо впоследствии цены все равно вырастут, а размеры пенсионных накоплений (их инвестиционных портфелей) восстановятся и продолжат свой рост.

Гарантирование в данном случае означает наличие механизмов сохранения пенсионного капитала в двух существенных финансовых моментах:

— гарантирование текущих пенсионных выплат, осуществляемых за счет пенсионных капиталов. Здесь наиболее подходящим механизмом компенсации относительно небольших потерь может стать механизм гарантийного (страхового) пенсионного фонда в масштабах всей страны, который в нужный момент восполняет недостаток средств для выплаты пенсий, а когда фондовый рынок возобновляет свой поступательный рост, данный фонд будет пополняться по установленным правилам, например, в виде обязательных отчислений от ежегодного инвестиционного дохода по пенсионному капиталу;

— гарантирование от банкротства тех компаний, в которые вложены пенсионные накопления в существенных размерах. Такого рода гарантирование возможно только со стороны самого государства, которое (как это имело место в 2008-2009 гг. в нашей стране) должно оперативно вмешиваться в финансовые потоки соответствующих коммерческих организаций, необходимых экономике страны и имеющих потенциал для дальнейшего развития и модернизации, и не позволит им обанкротиться.

Вместе с тем возможен и совершенно иной путь такого гарантирования применительно именно к пенсионным накоплениям (в силу их особой социальной значимости), который связан с банкротством соответствующего эмитента, и который пока еще не применялся вообще. Дело в том, что банкротство часто есть лишь юридический процесс прекращения существования данной коммерческой организации как юридического лица. В то же время основные фонды и материальные активы, а также сама рабочая сила никуда не исчезают (если отвлечься от всякого рода неправомерных манипуляций с остающимися активами) и могут продолжить свое функционирование уже на новой юридической базе.

Таким образом, применительно к пенсионному капиталу в форме ценных бумаг, вполне могут быть разработаны защитные процедуры, суть которых состоит в том, что, например, акции обанкротившейся компании, принадлежавшие пенсионному фонду, в установленном про-

цедурном порядке автоматически заменяются (в установленной пропорции) на акции новой компании, которая образуется на базе материального и интеллектуального фундамента обанкротившейся компании. Существование такого рода механизма применительно к пенсионным фондам фактически означает лишь относительно кратковременную утрату части пенсионного капитала на период времени, связанный с переходом от обанкротившейся компании к вновь созданной компании и началом ее полноценного функционирования на рынке.

Подобный механизм замены одной компании на другую в инвестиционных портфелях пенсионных фондов возможен только в том случае, если государство (общество) будет проводить политику, способствующую росту национальной экономики, а потому оно не может позволить себе роскошь потерять материальные, кадровые или иные национальные ресурсы и должно будет предпринимать все необходимые меры для переформирования национальных капиталов с позиций их собственников, нацеленности, технологичности, прогрессивности и т. п. и не допускать прекращения существования тех или иных действительных ресурсов страны в качестве национального производительного капитала.

Что касается механизмов государственного и общественного контроля за всем процессом инвестирования пенсионных накоплений, то необходимость его развития и постоянного совершенствования вытекает из самой социальной сути пенсионных накоплений. В общем плане можно заметить, что эффективность такого рода контроля будет тем выше, чем большее число самих пенсионных страхователей включится в это процесс.

1. Галанов В. А. Случайность и закономерность экономического кризиса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. — 2010. — № 1 (31).

2. Галанов В. А. Финансы, денежное обращение и кредит. — М. : Форум; Инфра-М, 2009.

3. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг. — М. : Инфра-М, 2010.

4. Дорош А. А. Поддержание общественного благосостояния в условиях финансового кризиса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. — 2009. — № 2 (26).

5. Хоминич И. П., Финогенова Ю. Ю., Домащенко Д. В. Корпоративная программа негосударственного пенсионного страхования // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. -2010. — № 3 (33).

Пенсионные фонды

Пенсионная система экономически развитого государства — это многообразие государственных и негосударственных финансовых институтов, на обязательных и добровольных началах осуществляют пенсионное обеспечение населения. Негосударственные системы пенсионного обеспечения реализуются через негосударственные пенсионные фонды, пенсионные программы страховых компаний и других финансовых институтов, а также различные виды индивидуальных пенсионных вкладов. Для обеспечения интересов вкладчиков пенсионных фондов и страховых компаний при поддержке государства могут создаваться корпорации, гарантирующие определенный уровень пенсионных или страховых выплат. Сохранение средств на индивидуальных пенсионных счетах гарантируется системой страхования депозитов.

Определяющую роль в системе негосударственного пенсионного обеспечения играют негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые кроме пенсионного обеспечения населения являются основными институциональными инвесторами на фондовом рынке и обеспечивают экономику страны долгосрочными финансовыми ресурсами.

Негосударственные пенсионные фонды сначала возникли в Англии, США и Канаде. Первый пенсионный фонд был создан в 1875 гг. В США. Постепенно эти финансовые институты распространились в других странах, в том числе европейских, хотя в Западной Европе пенсионное обеспечение преимущественно осуществлялось через страховые компании. После Второй мировой войны в развитых странах произошел интенсивное развитие частных пенсионных фондов, которые создавали промышленные, торговые и транспортные компании. На современном этапе во многих развитых странах негосударственные пенсионные фонды выступают как достаточно влиятельные финансовые посредники, которые аккумулируют значительные средства и инвестируют их с целью получения прибыли, рост стоимости этих средств для последующей выплаты пенсий.

Негосударственный пенсионный фонд обеспечивает работников, охваченных пенсионным планом данного фонда, доходом после выхода на пенсию в форме периодических выплат. Учредителями пенсионного фонда (спонсорами пенсионного плана) могут выступать корпорации, частные фирмы, учреждения, союзы, физические лица. Средства привлекаются в фонд путем периодических взносов работодателей и

Финансовые институты — профессиональные участники рынка работников. При этом средства могут автоматически рассчитываться со счетов участников фонда или вноситься ими добровольно.

Существует определенный минимальный период времени, в течение которого лицо должно находиться в пенсионной программе, чтобы получить право на пенсию. Большинство пенсионных фондов по истечению 10 лет обеспечивают 100-процентный размер пенсии.

Различают несколько типов пенсионных планов, которые реализуются соответствующими пенсионными фондами: пенсионные планы с установленными вкладам, пенсионные планы с определенным доходом и гибридные пенсионные планы, которые имеют черты, как планов по определенным вкладам, так и планов по определенным доходом.

При реализации пенсионных планов с определенными вкладам в фонд периодически вносится определенная часть заработной платы, но определенная сумма пенсии предварительно не устанавливается. В чем более доходные активы будут вложены средства фонда, тем больше будет размер пенсионных выплат. При реализации таких планов считается, что вкладчики фонда подвержены риску инвестиций, поскольку размер пенсионных выплат зависит от того, в какие активы будут вложены средства пенсионного фонда.

При реализации пенсионных планов с определенным доходом пенсионным фондом определяется конкретный размер пенсионных выплат. В этом случае риск инвестиций несет пенсионный фонд, поскольку взносы, вносимые спонсорами фонда за неблагоприятной ситуации на рынке, могут оказаться недостаточными для осуществления пенсионных выплат в запланированном объеме. Для уменьшения риска инвестиций менеджмент такого фонда нередко использует полисы компаний по страхованию жизни с выплатой аннуитетов.

Как и страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды являются финансовыми институтами, аккумулирующие значительные финансовые ресурсы и инвестируют их в акции, государственные и корпоративные облигации, а также различные инструменты денежного рынка. Поскольку пенсионные выплаты имеют достаточно прогнозируемый характер, пенсионные фонды могут вкладывать средства в более долгосрочные активы, чем страховые компании. До 90% активов пенсионных фондов составляют акции и ценные бумаги с фиксированным доходом, обусловлено спецификой деятельности фондов, а именно — необходимостью осуществлять периодические выплаты пенсионерам в течение длительного периода времени. Наибольшую долю в активах пенсионных фондов составляют корпоративные ценные бумаги — акции и облигации, при этом почти 30% активов — это простые акции, что позволяет пенсионным фондам активно влиять на политику корпораций.

Часть пенсионных фондов, как и инвестиционные компании, нанимают финансовых посредников для обеспечения профессионального управления активами. Фонды, которые не могут или не хотят обеспечить профессиональное управление активами, нередко имеют проблемы с пенсионными выплатами. Недостаток средств в таких фондах часто является следствием неэффективного менеджмента, мошенничества и злоупотреблений со стороны учредителей фонда — союзов или корпораций.

Пенсионные фонды являются неотъемлемой составляющей современной кредитной системы и выступают новой формой связи между промышленными и банковскими монополиями. Обычно пенсионные фонды осуществляют вложения своих денежных средств в те компании, которые их создали. Юридически пенсионные фонды отделены от корпораций, однако именно корпорации направляют политику и деятельность фондов.

Пенсионные фонды — важные акционеры публичных и частных компаний. Они особенно важны для фондового рынка, где доминируют огромные институциональные инвесторы. Наибольшие 300 пенсионных фондов в совокупности владеют активами 6 трлн долл. США [1] . А японский Government Pension Investment Fund (GPIF) является крупнейшим в мире пенсионным фондом, активы которого достигают 1500000000000 долл. США.

Организационная структура пенсионного фонда отличается от других финансово-кредитных учреждений, не предусматривает акционерной или корпоративной формы собственности, поскольку их учредителями выступают частные компании, которые фактически и являются их владельцами. Когда пенсионный фонд передают в управление к траст- отделов коммерческих банков или страховых компаний, он называется незастрахованный . На практике именно незастрахованные фонды являются мощными инвесторами. Если корпорация заключает соглашение со страховой компанией, согласно которому последняя будет получать пенсионные взносы и обеспечивать в дальнейшем выплаты пенсий, пенсионный фонд называют застрахованным .

Пассивы пенсионных фондов формируются за счет отчислений корпораций, союзов и взносов работников, которые на протяжении длительного времени осуществляют отчисления с заработной платы и получают пенсии при достижении пенсионного возраста. Таким образом, пенсионные фонды имеют в своем распоряжении финансовые ресурсы долгосрочного характера и достаточно определенные объемы денежных обязательств по выплате пенсий, дает им возможность осуществлять финансирование экономики и государства на долгосрочной основе путем вложений в государственные и частные ценные бумаги.

Структура активов отечественных НПФ не совсем соответствует мировым тенденциям. Если на развитых рынках капитала пенсионные фонды прежде всего инвестируют средства в акции и облигации (в среднем соответственно около 50 и 30%), то украинские НПФ вкладывают в акции только около 10% своих средств. Более существенными являются вложения в государственные, муниципальные и корпоративные облигации (35%). Около половины активов отечественных НПФ составляют депозиты, банковские метать, недвижимость и другие активы, не запрещенные законодательством Украины.

Пенсионные фонды и страховые компании

Инвестиционные фонды — первый «кит» из трех, на которых стоит рынок ценных бумаг. Второй — пенсионные фонды. Если инвестиционные фонды управляют той частью сбережений, которая поступает на рынок ценных бумаг, то пенсионные — той частью трансферов, которая выделяется на социальное страхование, и для них инвестиции в ценные бумаги — побочный продукт этого управления.

В системе социального страхования (ССС) можно выделить три уровня:

  • 1) обязательное страхование с распределением страховых взносов, обеспечивающее абсолютный минимальный стандарт жизни: поставщик — государство, цель — предотвратить нищету «стариков»;
  • 2) обязательное страхование с накоплением страховых взносов, увязывающее выплаты с трудовым стажем и обеспечивающее целевой стандарт жизни: поставщик — государство, цель — нарастить пенсии за счет инвестиционного дохода;
  • 3) добровольное страхование с накоплением страховых взносов, увязывающее выплаты со взносами и обеспечивающее тем самым целевой стандарт жизни: поставщик — частный сектор, цель — нарастить пенсии за счет инвестиционного дохода.

Со временем значение рынка ценных бумаг для пенсионеров и других клиентов ССС только росло, так как во многих странах мира, прежде всего развитых, росло отношение числа пенсионеров к числу занятых. При стабильно низком темпе роста производительности труда и неизменном пенсионном возрасте старение населения неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работников, а с ней и мертвого груза налогообложения. Двоякая задача — поддержание достойного уровня жизни пенсионеров и ослабление этого груза — не втискивается в прокрустово ложе ССС уровня I. Рынок ценных бумаг приносит те деньги, которые при ССС уровня I пришлось бы изымать путем повышения налогов.

Поддержанная либеральной налоговой политикой ССС уровней II и III произвела революцию в отношениях пенсионных фондов с рынком. Теперь рынок ценных бумаг — «лучший друг» пенсионеров, единственная надежда на сохранение привычного жизненного стандарта после выхода на пенсию, а пенсионные фонды — крупные игроки на рынке.

В IV квартале 2016 г. финансовые активы частных пенсионных фондов США составляли 8,6 трлн долл., а пенсионных фондов правительств штатов, администраций округов и муниципалитетов — 5,7 трлн долл. Неудивительно, что пенсионные фонды своей инвестиционной политикой оказывают большое влияние на направления и темпы финансовых инноваций. Возможно, самым поразительным примером этого влияния стало быстрое распространение ценных бумаг, генерирующих долгосрочные денежные потоки, таких как облигации с нулевым купоном.

Пенсионные фонды — это инвесторы типа «купил и держу». Длительный срок инвестиций связан с тем, что пройдут десятилетия, прежде чем пенсионные накопления превратятся в регулярные выплаты отдельному пенсионеру. А пока их надо защищать от инфляции, колебаний процентных ставок и проблем с эмитентами. Частные пенсионные фонды предъявляют огромный спрос на надежные ценные бумаги инвестиционных, в первую очередь взаимных, фондов (табл. 1.6).

Ценные бумаги на балансе пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни США,

IV квартал 2016 г., “/о 1

Ценные бумаги

Пенсионные фонды

Компании по страхованию жизни

правительств штатов, администраций округов и муниципалитетов

Паи взаимных фондов

Прочие финансовые активы

* В основном нерыночные облигации правительства США на балансе траст- фондов социального страхования государственных служащих и военнослужащих.

Последний (и самый мелкий) из трех «китов», на которых покоится рынок ценных бумаг, — это страховые компании. Они выступают в роли доверенного лица по отношению к держателям страховых полисов. Поэтому страховые компании очень осторожны в выборе ценных бумаг для своего портфеля. Самое важное для них — сохранность инвестиций, так как они имеют контрактные обязательства по выплате страховых сумм своим клиентам. Вот почему страховые компании склонны держать много облигаций инвестиционного сорта и акций крупнейших, транснациональных корпораций. Доля корпоративных облигаций в портфелях страховых компаний США в 4,5 раза больше, чем в портфелях частных пенсионных фондов США, а доля акций корпораций лишь в 0,8 раза меньше (см. табл. 1.6). Как и пенсионные фонды, страховые компании — это инвесторы типа «купил и держу».

Хотя регуляторы ограничивают ассортимент и структуру их портфелей, страховые компании обладают большей свободой переключения между видами активов, чем взаимные фонды. И поскольку первые в отличие от вторых имеют дело с предсказуемым долгосрочным денежным оттоком, они рассматривают инвестиции в более длительной перспективе.

Портфели страховых компаний формируются на больший срок и с большим учетом инвестиционной стоимости активов, чем портфели взаимных фондов. Они поступают так в ожидании будущих обязательств перед клиентами, а у компаний по страхованию жизни — это ожидание измеряется десятками лет. Компании по страхованию здоровья и имущества тоже инвестируют страховые взносы клиентов в ожидании будущих страховых выплат клиентам, но на меньший срок, и их риски могут быть более концентрированными в случае природных катастроф.

Бизнес-модель страховых компаний состоит в том, чтобы 1) сумма полученных премий и инвестиционного дохода превышала сумму выплат и расходов на андеррайтинг и 2) страховые тарифы не отпугивали клиентов. Источником инвестиционного дохода страховых компаний являются технические резервы. Это деньги, полученные в виде премий, но еще не выплаченные клиентам в виде страховых сумм. Премии инвестируются сразу после получения, и инвестиционный доход зарабатывается вплоть до расчетов с клиентом.

ние экономики России» 1 . Видимо, из-за этого институционализация инвестиций в форме не только страховых компаний, но инвестиционных и пенсионных фондов в России невелика. Если судить по отношению финансовых активов к ВВП, то в России масштабы институциональных инвестиций в форме инвестиционных фондов, пенсионных фондов и страховых компаний сравнительно малы (табл. 1.7). По этому показателю Россия уступает любой стране — участнице ОЭСР, причем намного [1] [2] [3] .

Россия и США: финансовые активы основных институциональных инвесторов в % к ВВП, 2015 г. 3

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/fondovyy-rynok-i-investitsionnaya-spetsifika-pensionnyh-nakopleniy

Источник https://studbooks.net/73148/finansy/pensionnye_fondy

Источник https://studme.org/214189/investirovanie/pensionnye_fondy_strahovye_kompanii

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

span.hidden-link { color: #DCDCDC; /*-цвет ссылки-*/ text-decoration: underline; /*-подчеркивание-*/ cursor: pointer; /*-указатель в виде пальца-*/ }