Выгодно ли частникам (ИП, самозанятым) заниматься грузоперевозками?

Как открыть свой бизнес перевозка товара

Любая компания, начиная развивать собственную курьерскую службу, гарантированно столкнется с рядом серьезных вызовов. Вот главные из них:

  • Дефицит кадров и высокая стоимость привлечения курьера. Сфера логистики за последний год настолько выросла, что курьеров систематически не хватает. За каждого толкового кандидата могут бороться сразу несколько компаний; нужно быть готовым предложить курьеру конкурентную заработную плату и/или максимальную загрузку, а также комфортные условия работы: комнаты отдыха, чай и кофе, правильное позиционирование бренда и уважительное отношение к его работе.
  • Высокие требования к скорости доставки. Молодые стартапы («Самокат», «Кухня на районе») задали нам высокий стандарт: пару лет назад быстрой считалась доставка за 1,5 — 2 часа, сегодня, если вы не доставляете за 30 минут, — проигрываете.
  • Работа над репутацией. Курьер — важнейший человек для онлайн-бизнеса, ведь именно с ним напрямую контактирует ваш клиент. А в условиях дефицита кадров возникает соблазн понизить планку: начать работать с любыми кандидатами, минуя этап отбора, обучения и подготовки. Это опасный путь, ведущий к снижению репутации и качества сервиса, а возможно и к потере клиента.
  • Необходимость масштабироваться под сезонные нагрузки. У каждого бизнеса есть пиковые дни, когда курьеров нужно значительно больше, чем обычно. У нас, например, стандартные пики — это 14 февраля, 8 марта и День матери. В первом случае число заказов вырастает в 13 раз, во втором — в 30 раз, в третьем — в 16 раз. Значит, нашему сервису нужно быстро «расхлопнуться», а потом так же быстро вернуться к прежним размерам.

Основные модели работы курьерской службы

Есть четыре базовых формата логистических решений для бизнеса. У каждого из них ряд преимуществ и ряд слабых сторон, которые могут оказаться неприемлемыми для вашей компании.

Наем курьеров в штат компании

Единственная модель, где компания действительно работает со своими курьерами. Создание собственного сервиса — долгий и кропотливый процесс: вы тщательно отбираете людей, нанимаете их, обучаете, проверяете, насколько каждый кандидат адекватен вашим задачам, в какой мере он разделяет ценности вашего бизнеса, обеспечиваете ему высокую загрузку и достойную зарплату.

Свой штат курьеров — это дорого и хлопотно, зато после всех трудов вы получаете команду лояльных и вовлеченных сотрудников, в полной мере отвечающих всем вашим требованиям.

Работа с партнерами — службами доставки

Речь идет как о специализированных сервисах быстрой доставки («Достависта», «Пешкарики», «Яндекс.Доставка», «Gett-доставка»), так и о неспециализированных («Юду», inDriver, различные сервисы такси).

Специализированные сервисы сотрудничают как с физлицами, так и с компаниями, а с неспециализированными, как правило, вы можете работать только как физлицо.

Стоимость рассчитывается за конкретную доставку из точки А в точку Б — а с «Юду» и inDriver даже интереснее: здесь вы сами предлагаете цену, а водители имеют возможность с вами поторговаться. При этом стоимость доставки остается вполне подъемной благодаря низкому сервисному сбору.

Это быстрая, простая и недорогая схема, но ее существенный минус — высокие риски. Нет гарантии, что курьер доставит товар в надлежащем виде или вообще не пропадет вместе с заказом.

Для автоматизации выполнения заказов, можно интегрироваться со специализированными сервисами доставки по API: такая опция есть у всех перечисленных нами сервисов. Важно учесть, что процесс интеграции занимает у разработчиков в среднем 2-3 недели, так что это имеет смысл, если вы планируете отдать на аутсорс минимум от 100 заказов в день.

Работа с маркетплейсами и с их системой доставки

Эта модель стала особенно популярна с 2020 года. Она работает как в быстрой доставке (например, у Delivery Club, «Яндекс.Еды» и Flowwow), так и в доставке товаров с «долгой» логистикой (у Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркета», Lamoda и других подобных компаний).

Главное преимущество этой модели в том, что маркетплейс, помимо логистики, решает проблему привлечения новых клиентов. В случае быстрой доставки заказ забирают из магазинов и ресторанов, во втором — со складов, как самих магазинов, так и с собственных складов маркетплейса.

За услуги магазины и рестораны платят маркетплейсу процент с доставленных заказов. Например, во Flowwow это от 5%, в LAMODA — до 50%. Как правило, маркетплейсы регистрируют у себя только ИП или ООО, но в редких случаях возможно и подключение по самозанятости — как у Flowwow.

Аренда курьеров

Еще одна схема, актуальная для ситуаций, когда ваш бизнес стремительно растет и вы просто не успеваете масштабироваться. Арендовать курьеров у специализированной компании можно как на короткий срок (в конкретные пиковые дни, когда ваша собственная служба не справляется с потоком заказов), так и на более длительный (скажем, на полгода, пока ваша фирма не преодолеет «боли роста»).

Тут важно понимать, что аренда — это всегда лишь временная схема, вынужденный аутсорс, который не обеспечивает вашему курьерскому сервису стабильного развития. К тому же это дорого — в среднем в 1,5 раза дороже, чем собственный наем, причем курьер при всей дороговизне привлечения остается всего лишь временщиком в твоей компании.

Как работает наша служба доставки?

Мы запустили Flowwow в 2014 году как флористический маркетплейс. По первоначальной схеме магазины должны были сами решать вопрос доставки (до недавнего времени все так и работало, и многие магазины по-прежнему доставляют заказы своими силами).

Но в 2019 году компания начала стремительно расти, у нас появилось 15 новых товарных категорий, число заказов выросло во много раз — и мы поняли, что пора создавать собственную доставку.

Мы хотели сделать все быстро и дешево, но запуск по простому MVP только отсрочил реальную работу сервиса и увеличил расходы. После двух лет мучительных экспериментов и набитых шишек мы уничтожили старые наработки и построили все заново.

Сейчас у нас действует смешанная модель курьерской службы. Она обкатывается в Москве в пилотном режиме и наконец-то показывает хорошие результаты по скорости и качеству (средняя оценка выше 4,7 из 5).

Вот что она из себя представляет:

  • Костяк из нанятых в штат курьеров. Часть из них работает полный день, часть выходит на работу на несколько часов пару раз в неделю — но главное, что каждый такой курьер прошел отбор, посмотрел в глаза нашему руководителю курьерского сервиса, до него донесены базовые принципы и ценности компании. Первым делом все заказы отправляются именно к нашим райдерам.
  • Среднее звено курьеров из логистических компаний, которые работают на наших технологиях (мобильное приложение).
  • Резерв составляют компании, с которыми мы интегрированы по API. Они подхватывают наши заказы во время пиковой загрузки.

Cистема непростая, но очень гибкая и отлично масштабируется. К тому же она снимает головную боль с партнерских магазинов: они могут просто выполнять заказы и отдавать их курьерам в автоматизированном режиме, не задумываясь больше ни о чем: все остальное делает сервис.

Базовые условия для качественного курьерского сервиса

Главные наши принципы: тщательный отбор курьеров для работы на постоянной основе, автоматизация процессов и заботливый клиентоориентированный сервис.

Отбор курьеров

85% нашего времени и сил мы тратим именно на собственных курьеров. Это наш актив, опора для всей системы. Несмотря на повсеместный кадровый голод, мы продолжаем очень внимательно собеседовать и отбирать новых сотрудников в курьерский штат.

Кандидаты в основном приходят к нам, скачивая приложение Flowwow для курьеров в Google Play и Appstore, или узнают о нас из курьерского комьюнити (в Москве оно очень сильное) и от друзей, которые уже у нас работают.

В приложении кандидат заполняет все необходимые данные о себе, записывает короткое видеоприветствие, а также отвечает на вопрос, что он считает главным в работе курьера. Так мы сразу понимаем, как человек мыслит, говорит и как выглядит.

Следующий этап — онлайн-собеседование, на котором мы даем кандидату несколько кейсов и следим за тем, как он принимает решения, насколько самостоятельно готов действовать в случае форс-мажора.

Алгоритмам и правилам мы его научим — важно, чтобы он был достаточно ответственен, сообразителен, ощущал себя частью нашего сервиса.

Затем мы бережно вводим нового курьера в рабочий процесс. С каждым из них подписываем договор как с самозанятым, знакомим новичка с командой, которая помогает «вьехать» в процесс и выйти на нужный уровень заработка в день (одна из наших главных метрик — это заработок курьера за день работы).

Автоматизация

Наше мобильное приложение связывает клиентов, магазины и курьеров, позволяет создать прозрачную схему работы и контролировать весь процесс от заказа до доставки. Через приложение ведется вся работа: курьеру приходят заказы, весь процесс доставки прослеживается через смену статусов.

  • Поиск курьера. У нас нет логистов: как только магазин принимает заказ, система анализирует указанное время доставки, затем распределяет заказы между курьерами, которые находятся ближе всего к магазину. Система же предлагает курьеру взять дополнительный заказ, если ему по пути и он укладывается в сроки доставки.

По умолчанию все заказы направляются нашим собственным курьерам. Если по какой-то причине они не берут заказ — он автоматически передается нашим партнерам. На данный момент мы сотрудничаем с «Яндекс.Доставкой» и «Gett-доставкой».

  • Ожидание заказа. Курьер нажимает на кнопку «Принять заказ» и сразу едет в магазин. Как только он на месте, нажимает «Прибыл в магазин» и показывает менеджеру магазина экран с заказом. Еще одна наша важная метрика — время ожидания заказа курьером, поэтому для магазина работает этот своего рода счетчик: важно, чтобы заказ был передан на доставку как можно скорее.
  • Доставка. Как только заказ готов, курьер меняет свой статус на «Начал доставлять» и отправляется в путь. С этого момента заказчик видит в приложении новый статус и отслеживает движение курьера по карте: ему не приходится писать в чат поддержки или магазина, спрашивая, где его заказ.
  • Завершение заказа. Курьер может передать заказ в руки получателю, или передать бесконтактно (оставить у порога, сфотографировать заказ и загрузить фото в приложение), или оставить другому человеку (например, консьержу), предварительно попросив его заполнить специальный бланк.

Доставив заказ, курьер меняет свой статус на «Доставлено», и система начинает искать для него новый заказ — как можно ближе к его местоположению.

Что значит клиентоориентированный сервис

У курьеров, работающих в разных сервисах, свои принципы работы. Где-то важно выполнить как можно больше заказов, где-то — как можно скорее принять заказ. А для наших курьеров главный приоритет — качество доставки.

Отдельно стоит сказать о фирменных пакетах: наши курьеры работают без специальных больших сумок, по которым так легко узнать курьеров из массового сервиса, потому что мы продаем цветы, торты, сладости, авторские украшения и предметы декора, которые лучше сохраняются, если доставлять их в брендированных пакетах.

Выгодно ли частникам (ИП, самозанятым) заниматься грузоперевозками?

Начнем с самого главного- ради чего все это затевается? Если не из идейных рассуждений о дороге, просторах и романтике жизни на колесах, а из желания извлечь прибыль, то нужно прежде всего понять, что грузоперевозки являются таким же видом предпринимательской деятельности, которая осуществляется на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли.

Самое главное, о чем стоить задуматься в самом начале: какой можно ожидать доход? Даже опытные водители, у которых есть выход на стабильных клиентов, не могут точно сказать, когда их доходы покроют сумму, потраченную на приобретение транспорта. От форс-мажора в виде экономического кризиса или очередного постановления правительства не застрахован никто.

Условно все расходы можно разделить на несколько групп:

  • Формально- юридические
  • Эксплуатационные
  • Непредвиденные и слабо прогнозируемые

К формальным расходам можно отнести: страховые взносы на ИП, обслуживание расчетного счета в банке, транспортный налог страхование транспортного средства, техосмотр, медицинская справа водителя, обслуживание технических средств слежения, оборудованных в машине, блок СКЗИ, карта водителя.

В целях экономии важно также иметь стоянку, на которой водитель- экспедитор может самостоятельно производить базовые ремонтные работы.

Кроме того, если нет постоянных гарантированных отгрузок с заводов с прозрачным планированием перевозок необходимо учитывать расходы на оплату электронного сервиса по поиску грузов.

К эксплуатационным расходам можно отнести расходы на топливо, охраняемые стоянки на трассе и расходы, неразрывно связанные с использованием автомобиля.

К непредвиденным расходам можем отнести внеплановый ремонт, штрафы, ДТП, криминал на дороге (хищение груза, шин и т. п.), и самое главное, риск повреждения или недостачи груза. Стоит напомнить, что ИП несёт ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое не используется для предпринимательской деятельности.

Так что же в итоге выгоднее: работать на транспортную компанию или самому искать заказы и крутить баранку?

В пользу наемной работы хочется отметить, что в обязанности коллег- диспетчеров и собственника входит обеспечение загрузки транспортного средства. ИП же чаще привязаны к сезонности перевозок и перебоям в производствах грузоотправителей.

Зачастую частникам сложно конкурировать с транспортными компаниями и предприятиями, которые держат автопарки для собственных нужд (например, для перевозки производимой продукции) , потому что вторые могут себе взять дешевую «обратку», для них это не основной бизнес и ставка за сторонний груз не столь принципиальна.

Резюмируя все доводы, хочется сказать, что предварительно нужно все взвесить, оценить долю обязательных формальных расходов, проанализировать стабильные загрузки по интересным направлениям перевозок, запастись деньгами на случай форс- мажора и, конечно, терпением, потому что практически все клиенты перешли на длительную постоплату (более 30 календарных дней), в связи с чем ясно, что очень быстро и много заработать уже не получится.

Бизнес план грузоперевозки

Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.

Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.

Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам

Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику — прирост составил 6,4 % — или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический — 117,6 млрд тонно-км.

Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.

«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».

Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция

Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:

  • проработать бизнес план грузовых перевозок;
  • регистрация фирмы;
  • поиск средств для стартовых капиталовложений;
  • аренда офиса и площадки для автотранспорта;
  • подбор персонала;
  • выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
  • рекламная кампания и маркетинг;
  • запускаем дело.

Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?

Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.

До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ — выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.

Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».

Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.

Персонал

Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.

“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.

Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.

Источник https://rb.ru/opinion/kurerskij-servis/

Источник https://novelco.ru/press-tsentr/vygodno-li-chastnikam-ip-samozanyatym-zanimatsya-gruzoperevozkami/

Источник https://www.equipnet.ru/org-biz/avtobiznes/avtobiznes_375.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

span.hidden-link { color: #DCDCDC; /*-цвет ссылки-*/ text-decoration: underline; /*-подчеркивание-*/ cursor: pointer; /*-указатель в виде пальца-*/ }