AZPROMO | AZPROMO
Фонд поощрения экспорта и инвестиций
Агентство поощрения экспорта и инвестиций Азербайджанской Республики — AZPROMO
Азербайджанский фонд поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) был создан в 2003 году Министерством экономики для привлечения иностранных инвестиций в ненефтяной сектор и стимулирования экспорта ненефтяной продукции.
Указом Президента Азербайджанской Республики от 23 июля 2021 года утвержден Устав Агентства поощрения экспорта и инвестиций Азербайджанской Республики — AZPROMO.
AZPROMO является членом Всемирной Ассоциации агентств по продвижению инвестиций (WAIPA) и имеет статус регионального директора по Центральной Азии.
Наша миссия
AZPROMO организует различные международные мероприятия для достижения ряда целей, поставленных главой государства для развития ненефтяного сектора в Азербайджане, а также для продвижения продукции на внешние рынки, информирования иностранных покупателей об азербайджанской продукции и содействия налаживанию ими контактов с местными компаниями, предоставления услуг и поддержки иностранным компаниям, желающим получить подробную информацию об азербайджанской инвестиционной среде и заинтересованных в инвестировании на основе системы «единого окна».
Направления нашей деятельности
- Стимулирование экспорта продукции ненефтяного сектора
- Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны
- Расширение сотрудничества между местными и зарубежными деловыми кругами
- Организация масштабных мероприятий в Азербайджане и за рубежом
Наши преимущества
- Многоотраслевая международная сеть
- Обширная сеть зарубежных представительств и партнеров
- Обширные знаний о внешних рынках и действующих на них правилах торговли
- Наличие богатого и многолетнего опыта работы
- Современное корпоративное управление
Стратегическое видение
Превращение ненефтяного сектора в приоритет национальной экономики, обеспечение увеличения доли ненефтяного сектора в ВВП, увеличение объема экспорта продукции под национальным брендом «Сделано в Азербайджане», развитие предпринимательства при участии фонда государственной поддержки, всесторонне обеспечивающим благоприятную бизнес-среду, и привлечение иностранных инвестиций в различные сферы частного сектора.
Хедж-фонды: что это и кому можно в них инвестировать
Хедж-фонд (hedge fund) — это инвестиционный фонд, который объединяет деньги инвесторов и вкладывает их с целью получить максимальную прибыль при наименьших возможных рисках. В его английском названии слово hedge переводится как «изгородь», «страховка», «гарантия».
Хеджирование — это действия, цель которых — снижение рыночных рисков, неблагоприятного изменения цены активов. Они помогают минимизировать возможные финансовые потери. Например, инвестор купил акции, но боится, что их стоимость может упасть. Тогда он может открыть другую, противоположную позицию, чтобы компенсировать возможные убытки. При хеджировании инвестор переносит риски на тех, кто готов их принять — спекулянтов.
Подробнее о том, что такое хеджирование и какие инструменты могут для него подойти, читайте в нашем специальном материале.
Экономист и основатель компании по управлению инвестициями Movchan’s Group Андрей Мовчан отмечал, что хедж-фонды инвестируют средства клиентов таким образом, чтобы они получали риски, отличные от рисков рынка. Другими словами, это риск падения рынка, цены бумаг.
Соответственно, в инвестициях в хедж-фонд есть свои риски. Как отмечает Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), обычно у хедж-фондов более гибкая инвестиционная стратегия, чем у других фондов. Многие из них инвестируют на всех видах рынков с использованием кредитного плеча, то есть занимают средства, чтобы увеличить потенциальную прибыль.
Кроме того, они используют короткие позиции, которые еще называют «шортами». Это ставки против рынка, когда инвестор продает активы, которых у него нет, в расчете на их будущее падение. То есть он продает взятые взаймы у брокера бумаги, а затем ждет, когда их цена упадет, чтобы снова их купить, вернуть брокеру и заработать на разнице между ценами покупки и продажи. Хедж-фонды могут использовать и иные спекулятивные стратегии, которые нечасто применяют другие фонды.
Хедж-фонды обычно стремятся максимизировать прибыль за счет использования в торговле агрессивных и довольно рискованных приемов, рассказал ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиций» Олег Сыроваткин. Помимо коротких позиций и кредитного плеча, они также пользуются производными финансовыми инструментами — деривативами, добавил он. К ним, например, относятся фьючерсы и опционы.
Первый в мире хедж-фонд
Большинство историков и профессионалов отрасли приписывают создание первого в мире хедж-фонда Альфреду Уинслоу Джонсу. В 1949 году он основал A.W. Jones & Co. Джонс был социологом и журналистом, в том числе писал статьи для Fortune, но в возрасте 48 лет решил остановиться на сфере инвестиций.
Считается, что термин «хедж-фонд» придумала Кэрол Лумис, работавшая в Fortune, а также многие годы редактирующая письма Уоррена Баффета к акционерам. В 1966 году она использовала это выражение для описания бизнеса фонда A.W. Jones & Co. Концепция «хеджирования» Джонса заключалась в том, чтобы получать прибыль как от растущих, так и от падающих акций. Он использовал короткие позиции, чтобы защитить себя и своих инвесторов на случай, если цена бумаг пойдет не в ту сторону. Это отличалось от большинства инвестиционных стратегий того времени, которые защищали часть капитала, как правило, с помощью поддержания денежных резервов и облигаций.
В статье Лумис говорилось, что за пять лет, по конец 1965 финансового года, доходность фонда Джонса составила 325%. Для сравнения, Fidelity Trend Fund, у которого в те годы был лучший показатель среди всех паевых фондов, добился доходности в 225%, отмечалось в материале Fortune. За десять лет доходность фонда Джонса составила 670%.
Однако знаменитый американский инвестор, основатель Berkshire Hathaway Уоррен Баффет утверждает, что его наставник Бенджамин Грэм и его деловой партнер Джерри Ньюман управляли двумя компаниями со стандартными характеристиками хедж-фондов за десятилетия до Джонса, писал Bloomberg. «Я не утверждаю, что партнерство Бена в середине 1920-х годов было первым хедж-фондом. Это только первое, о котором я знаю», — отмечал Баффет.
Как работают хедж-фонды
Структура в США
Хедж-фонды собирают деньги инвесторов и вкладывают их в различные активы. Это могут быть, например, акции, облигации, недвижимость, драгоценные металлы, валюта, фьючерсы, опционы, а также другие хедж-фонды. «Чем моложе фонд, тем чаще в нем есть деньги его основателей, и интересы основателей совпадают с интересами клиентов», — рассказал Мовчан.
В США хедж-фонды обычно состоят из двух организаций, отмечают в Налоговом управлении США. Первая создается как партнерство (товарищество) и выступает в качестве инвестиционного менеджера (IM), а вторая функционирует как генеральный партнер (GP) основного фонда. IM отвечает за портфельные инвестиции, а GP — это учредители и управляющие фондом, которые формируют фонд, контролируют инвестстратегию, оплачивают счета и взимают сборы.
IM получает обычно 2% от чистой стоимости активов базового фонда, а GP — стимулирующее вознаграждение, которое основывается на результатах работы основного фонда в форме распределения прибыли партнерства. Обычно это 20% прибыли. Эту структуру вознаграждения еще называют «2/20».
Индивидуальные инвесторы в хедж-фонд — это партнеры с ограниченной ответственностью. Когда они отдают деньги управляющему фондом, то есть генеральному партнеру, то получают долю в фонде, как в бизнесе. Они практически не имеют права голоса в деятельности фонда, но и несут ограниченную ответственность, поэтому могут потерять только ту сумму, которую вложили в фонд и не более того.
По данным американского Налогового управления, большинство хедж-фондов в США используют одну из следующих организационных структур:
единый фонд (single entity fund) — состоит из управляющей компании и фонда. Инвесторы вкладывают капиталы сразу в единый фонд, который инвестирует эти средства в активы;
основной фидерный фонд (master feeder fund) — эта структура используется хедж-фондами для объединения налогооблагаемого и не облагаемого налогами капиталов. Она состоит из внутреннего фидерного фонда и офшорного фонда в безналоговой юрисдикции, которые вливаются в единый офшорный мастер-фонд, где происходит вся торговая деятельность;
параллельные фонды (parallel funds) — в структуру входят американский и офшорный фонды, которые ведут торговлю параллельно друг другу. Они имеют одного управляющего инвестициями, единую стратегию, но ведут отдельные портфели;
фонд фондов (fund of funds) — это фонд, который инвестирует в другие фонды.
Есть ли хедж-фонды в России?
В российской юрисдикции нет хедж-фондов, аналогичных зарубежным, все, как правило, зарегистрированы в офшорах. Согласно статистике Банка России, в стране существовали закрытые и интервальные паевые инвестиционные фонды, в характеристике деятельности которых был хедж. Они предназначались для квалифицированных инвесторов.
О том, что такое ПИФ, ЗПИФ и ИПИФ, можно узнать в нашем специальном материале.
В конце сентября 2018 года было два подобных ЗПИФ и четыре ИПИФ, однако затем их число стало уменьшаться. По данным статистики ЦБ на конец 2021 года, таких фондов больше нет.
Тем не менее у управляющей компании «Первая» есть фонд под названием «Первый хедж-фонд». Он сделан как интервальный паевой инвестиционный фонд для квалифицированных инвесторов. Такой статус позволяет использовать много финансовых инструментов, в том числе брать бумаги с кредитным плечом и открывать короткие позиции, хотя фонд и не использует «плечи» и «шорты».
«Первый хедж-фонд» использует хеджирование риска снижения стоимости активов в портфеле с помощью математического риск-менеджмента — системы анализа, оценки и управления риском с помощью специальной программы. В фонде задают максимальный уровень просадки портфеля, и программа каждый день мониторит эту цель и выдает, какой процент акций можно иметь в портфеле. Сам же портфель из акций аналитики и управляющие формируют самостоятельно.
В России также можно найти стратегии хедж-фондов у управляющих компаний. По словам Мовчана, в стране очень мало управляющих, так как «очень тяжелое законодательство», потому что оно очень бюрократическое. Финансовый консультант Наталья Смирнова отметила, что в России стратегии хедж-фондов можно найти в УК «Алго Капитал».
Основатель хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио (Фото: Kimberly White / Getty Images for TechCrunch)
Кто может инвестировать в хедж-фонды
Что касается США, то, как правило, для инвестирования в хедж-фонды нужно быть аккредитованным инвестором, то есть иметь определенный уровень годового дохода, размер чистых активов и вложенных средств. Нужно соответствовать одному из следующих критериев:
иметь годовой доход в размере $200 тыс. или $300 тыс. вместе с супругом в течение двух предыдущих лет и ожидаемый аналогичный доход в текущем году;
иметь чистый капитал в размере $1 млн либо только самому, либо вместе с супругом. Эта сумма не должна включать стоимость основного жилого имущества;
иметь одну из лицензий: генерального представителя по ценным бумагам, представителя по частным ценным бумагам, консультанта по инвестициям.
Аккредитованным инвестором в США могут быть и определенные юридические лица. Как отмечают в SEC, часто в хедж-фонды вкладываются пенсионные фонды, институциональные инвесторы, страховые компании и состоятельные люди.
В США деятельность хедж-фондов регулируется не так строго, как паевых фондов. Как правило, у них больше свободы действий. Тем не менее хедж-фонды должны следовать законодательству о противодействии мошенничеству, как и другие участники рынка, а менеджеры несут фидуциарные обязательства перед фондами, которыми управляют, то есть они должны действовать в интересах другого лица — инвестора.
В SEC добавили, что хедж-фонды обычно ограничивают возможность инвесторов продать паи и выйти из фонда. Сделать это можно до четырех раз в год или меньше. В Комиссии также советуют перед выбором хедж-фонда читать его проспекты и другие материалы, узнать метод оценки его активов, размер комиссий, выяснить, есть ли у менеджеров фонда необходимая квалификация.
По словам финансового консультанта Натальи Смирновой, в России в стратегии хедж-фондов также могут инвестировать только квалифицированные инвесторы. Чтобы им стать, нужно соответствовать одному из следующих условий:
общая стоимость активов, то есть ценных бумаг и производных финансовых инструментов, должна быть не менее ₽6 млн;
оборот по сделкам за последний год должен составлять не менее ₽6 млн, кроме того, сделки должны были совершаться не реже десяти раз в квартал и не реже одного раза в месяц;
опыт работы с ценными бумагами в компании, которая сама является квалифицированным инвестором, не менее двух лет;
иметь высшее экономическое образование с аттестатом государственного образца в вузе, который имеет аккредитацию для профдеятельности на рынке ценных бумаг;
иметь аттестат специалиста финансовых рынков от ЦБ.
Инвестиционный консультант «Финама» Марат Райхель отметил, что инвестиции в хедж-фонды — это вариант в первую очередь для опытных инвесторов. «При выборе фонда необходимо обращать внимание на его команду, инвестиционную стратегию и условия выхода», — добавил он.
Плюсы хедж-фондов
Возможность заработать на падении рынков
По словам Райхеля, из плюсов можно отметить широкий спектр стратегий хедж-фондов. Финансовый консультант Наталья Смирнова рассказала, что хедж-фонды имеют активные стратегии, которые способны зарабатывать на падении, на колебаниях, на арбитраже, использовать заемный капитал.
«В это время классические стратегии «купи и держи» не работают», — отметила она.
Арбитраж — это несколько сделок, цель которых — заработать на разнице в ценах на одинаковые или связанные между собой активы на одном рынке в разные моменты времени или на разных рынках.
Использование большего набора финансовых инструментов
«Если говорить о коллективных инвестициях, то меньшее регулирование деятельности таких фондов позволяет им использовать более широкий набор инструментов для инвестиций», — рассказал Альберт Короев, начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
Высокая диверсификация
В хедж-фондах могут быть сотни различных активов, которым инвестору было бы сложно управлять самостоятельно. Например, по данным на первый квартал 2022 года, в портфеле крупнейшего хедж-фонда Bridgewater Associates было 970 позиций.
Минусы хедж-фондов
Высокие комиссии
«Как правило, плата, которую взимают за свои услуги хедж-фонды, заметно превышает ту, которую берут управляющие фондами пассивных инвестиций, например ETF (биржевой инвестиционный фонд. — Прим. «РБК Инвестиций»). По данным etf.com, нахождение в портфеле паев SPDR S&P 500 ETF Trust — крупнейшего фонда акций, ориентированного на S&P 500 — обойдется инвестору всего в 0,09% в год», — отметил Сыроваткин.
По словам Мовчана, комиссии могут съедать до 40% дохода инвестора, поэтому хедж-фонду придется генерировать гораздо больший доход, чем он отдает инвесторам.
Высокий порог входа
Для инвестиций в хедж-фонды в США необходимо иметь высокие доходы или капитал. В России инвестировать могут квалифицированные инвесторы, которыми могут стать в том числе состоятельные люди.
«Как правило, хедж-фонды ориентируются на состоятельных клиентов, и порог входа в такие инвестиции достаточно высок», — отметил Короев. В России порог входа начинается от ₽3 млн, рассказал Райхель.
Стратегии хедж-фондов не всегда успешны
По словам Короева, далеко не всегда профессиональным управляющим хедж-фондов удается обыграть широкие индексы. Сыроваткин добавил, что в последние годы как минимум в США фонды пассивных инвестиций стабильно показывали более высокую доходность, чем хедж-фонды.
За 2021 год индекс S&P500 вырос на 26,89%. За этот же период CISDM Equal Weighted Hedge Fund Index, который показывает среднюю доходность хедж-фондов за исключением фондов фондов и фьючерсных фондов (CTA), вырос на 10,24%.
Смирнова также отметила, что на растущем рынке стратегии хедж-фондов часто уступают обычным стратегиям «купи и держи».
СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России
1 апреля был опубликован новый закон о защите и поощрении капиталовложений. Его главное нововведение – стабилизационная оговорка. Инвесторы получают возможность реализовывать инвестиционные проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить их положение. Об основных нюансах нового инструмента поддержки инвестиций рассказали советник Олег Ушаков и младший юрист Дмитрий Кабанов из практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
История вопроса
Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.
Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.
В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».
Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.
Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).
В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.
Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона
Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?
Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).
Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).
Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.
В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.
Требования к ОРП
В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.
Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.
Требования к инвестиционным проектам
Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.
Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.
Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:
- игорный бизнес;
- производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
- добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
- строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.
Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.
Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:
Акты, подлежащие «стабилизации»
1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин
Не менее 10 миллиардов рублей
2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ
3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке
4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:
1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ
2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке
— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».
Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки
Объем капиталовложений ОРП
До 5 млрд. рублей
От 5 до 10 млрд. рублей
От 10 млрд. рублей
Процедура заключения СЗПК
Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.
Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.
До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.
Ответственность сторон и расторжение договора
Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.
Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.
Ответственность публично-правовых образований
Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.
Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).
Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.
Меры государственной поддержки
Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:
- на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
- на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:
- 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
- 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.
Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.
Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Авторы:
Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Источник https://azpromo.az/ru/page/haqqimizda/azpromo
Источник https://quote.rbc.ru/news/article/628bb0899a7947f1bef2cb8c
Источник https://pravo.ru/story/223639/