Роль и значение Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» — Управление внешнеэкономической деятельностью

 

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»»

Внести в статью 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493; 2014, N 19, ст. 2311; 2017, N 18, ст. 2674) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 1 после слов «гражданской авиации» дополнить словами «на основании международных договоров Российской Федерации в области воздушного сообщения (далее — деятельность в области гражданской авиации)»;

2) абзац пятый пункта 2 после слов «представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации,» дополнить словами «а также об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками указанных представительств,»;

3) пункты 3 — 5 изложить в следующей редакции:

«3. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

За осуществление аккредитации уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) приостанавливается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае, если этим иностранным юридическим лицом не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.

Принятие решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если этим иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам.

Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления аккредитации (принятия решения об аккредитации), внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации (далее — решение о приостановлении), но не более чем на пятнадцать рабочих дней.

Решение о приостановлении принимается в пределах срока, предусмотренного соответственно для осуществления аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении должны быть указаны непредставленные документы, необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации, либо представленные документы, не соответствующие утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению, в качестве основания, по которому принято решение о приостановлении, и предельный срок, до окончания которого иностранному юридическому лицу или иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области гражданской авиации, необходимо представить недостающие или надлежащим образом оформленные документы для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации.

5. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

неустранение в срок, указанный в решении о приостановлении, нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении;

документы для аккредитации представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи;

установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;

в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации прекращено действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр;

если руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек;

ввиду отсутствия полномочий у федерального органа исполнительной власти на принятие решения об аккредитации;

наличие у иностранного юридического лица или иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на первое число месяца, в котором подано заявление об аккредитации, недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, в совокупности превышающих 3 тыс. рублей (с учетом имеющихся излишне уплаченных сумм по таким обязательным платежам), с учетом имеющихся у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений об их погашении на дату получения заявления об аккредитации.»;

4) дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

«5 1 . Отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, осуществляется при наличии хотя бы одного из оснований, установленных абзацами вторым, четвертым, восьмым пункта 5 настоящей статьи.

Отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется при наличии основания, установленного абзацем вторым пункта 5 настоящей статьи.

Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке, установленном главой 2 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и в судебном порядке.»;

а) абзац первый после слов «(за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации)» дополнить словами «либо его филиала или представительства»;

б) абзац второй после слов «осуществляющего деятельность в области гражданской авиации,» дополнить словами «либо его представительства,»;

6) в абзаце восьмом пункта 7 слово «деятельность» заменить словами «вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Роль и значение Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Первый закон об иностранных инвестициях в РСФСР был принят 4 июля 1991 г. Содержание этого закона оказалось не вполне привлекательным для иностранных инвесторов, поскольку не обеспечивало необходимых стабильных условий для их функционирования и создаваемых ими предприятий на территории России.

Определенной попыткой узаконить стабильность в этой области можно считать Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Этим указом устанавливалось, что действие вновь издаваемых нормативных актов не распространяются в течение трех лет на иностранные и совместные предприятия, существующие на территории РФ, если такие акты ухудшают условия функционирования указанных предприятий. Такое положение, гарантирующее инвестору защиту от неблагоприятных изменений законодательства после осуществления им инвестиций (правовую стабильность), получило название «дедушкина оговорка».

В 1999 г. был принят новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ), который правомерно считать базовым в данной области, закладывающим фундамент правового регулирования процесса привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику на ближайшую перспективу. Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Как записано во вступительной части Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Также он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Читать статью  Об иностранных инвестициях - ИПС Әділет

Этот закон регулирует отношения, связанные с предоставлением государством гарантий прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ.

Однако данный Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и другие кредитные организации, страховые организации, а также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.

Настоящий закон дает определение понятий «иностранные инвестиции», «иностранный инвестор», «прямые иностранные инвестиции», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «сроки окупаемости инвестиционного проекта» идр.

Согласно Закону «иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

Прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ, вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства, лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства, международная организация, иностранные государства, которые вправе осуществлять инвестиции на территории РФ.

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством РФ.

Приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу рассматриваемого Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу рассматриваемого Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение.

В ст. 4 Закона зафиксировано положение принципиального значения о том, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем аналогичный режим, предоставленный российским инвесторам. Таким образом, на деятельность иностранных инвесторов распространен национальный режим. При этом допустимы определенные изъятия как ограничительного, так и стимулирующего характера для иностранных инвесторов, устанавливаемые российским законодательством.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот (преференций) для иностранных инвесторов устанавливаются законодательством в интересах социально-экономического развития РФ.

Предоставление иностранному инвестору национального и (или) недискриминационного режима в странах-реципиентах является общепринятой международной практикой. Вполне допустимы также отдельные изъятия из этого общего правила, что нашло отражение во многих международных соглашениях.

Так, Договором РФ и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений предусмотрено, что каждое государство имеет право устанавливать в отношении капиталовложений и деятельности инвесторов другого государства изъятия из установленного режима (на основе недискриминации) в рамках отраслей или сфер деятельности, перечисленных в приложении к договору. На практике это означает, что в некоторых сферах деятельности, исходя из национального законодательства, капиталовложения иностранных инвесторов ограничиваются или запрещаются. К указанному договору приложены российский и американский списки, состоящие соответственно из 17 и 18 позиций, во многом сходных. В этих списках значится собственность на землю, страхование, банковская деятельность, производство электроэнергии и некоторые другие позиции.

К нормальным исключениям из недискриминационного режима относится еще предоставление ряда преимуществ иностранных инвесторов третьих стран, состоящих в экономическом, таможенном союзе с государством — участником двустороннего договора.

Законом об иностранных инвестициях в РФ установлены следующие гарантии иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5—15):

  • 1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;
  • 2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;
  • 3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
  • 4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
  • 5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;
  • 6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором;
  • 7) гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
  • 8) гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
  • 9) гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
  • 10) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
  • 11) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Рассмотрим эти гарантии подробнее.

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов, их прав и интересов. В случае незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов иностранный инвестор имеет право на возмещение причиненных ему убытков в соответствии с законодательством РФ.

Вполне естественно, что иностранный инвестор придает первостепенное значение безопасности своих капиталовложений и должен быть уверен, что принимающее государство это гарантирует.

Гарантия использования иностранным инвестором любых форм инвестирования, не запрещенных законодательством РФ. Этим гарантируется использование капиталовложений иностранным инвестором, осуществляемых в денежной, вещественной и иных формах, допускаемых российскими законами.

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу. Иностранный инвестор вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в силу договора. Такой переход прав и обязанностей другому лицу признается обязанностью иностранного инвестора на основании закона или решения суда.

Если иностранное государство или уполномоченный им орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной ему в отношении инвестиций на территории РФ, признается правомерным переход к этому плательщику прав иностранного инвестора на указанные инвестиции.

Этот принцип суброгации (передачи прав иностранного инвестора застраховавшей организации, цессии) теперь признан правомерным и в российском законодательстве.

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора. В Законе записано, что имущество иностранного инвестора не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и оснований, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В тех случаях, когда проведена реквизиция или национализация, иностранному инвестору выплачивается (возмещается) стоимость (компенсация) реквизируемого или национализируемого имущества.

В целом ряде международно-правовых документов зафиксировано суверенное право каждого государства на национализацию (экспроприацию) иностранных капиталовложений, исходя из государственных или общественных интересов. Вместе с тем общепризнано, что такие меры не могут иметь дискриминационный характер и должны соблюдаться определенные правила выплаты компенсации иностранному инвестору. В частности, размер компенсации определяется, исходя из реальной стоимости национализируемого имущества, которая не ограничивается его остаточной стоимостью на момент изъятия, но исчисляется с учетом суммы прироста капитала, упущенной выгоды, деловой репутации фирмы и других показателей, связанных с предпринимательской деятельностью. Компенсация должна выплачиваться иностранному инвестору незамедлительно, а в случае задержки правомерно начисление процентов по обычной банковской ставке за период времени между изъятием имущества и выплатой соответствующей компенсации. Компенсация выплачивается в свободно конвертируемой валюте или в той валюте, в какой были осуществлены инвестиции, и должна беспрепятственно переводиться за рубеж.

Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства РФ. Эти гарантии предоставляются иностранному инвестору в следующих случаях: изменения размеров ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС на товары, производимые на территории РФ), взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) либо изменения действующих нормативных правовых актов РФ, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора по реализации приоритетных инвестиционных проектов. Такие гарантии распространяются на иностранного инвестора, если его доля (вклад) в уставном (складочном) капитале превышает 25% или если реализуется приоритетный инвестиционный проект независимо от доли иностранного инвестора.

Причем следует отметить, что Правительство РФ устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ.

В этих случаях новые законы, а также изменения действующих законов и иных правовых актов не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала финансирования этого проекта. В исключительных случаях при реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. Правительство РФ принимает решение о продлении указанного срока для конкретного иностранного инвестора.

Читать статью  Областной закон Ростовской области от 23.09.2020 № 363-ЗС |

Таким образом, в Законе просматриваются элементы «дедушкиной оговорки», причем по сравнению с Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. срок ее действия увеличен с трех до семи лет. Однако сфера ее применения все же достаточно ограниченна.

Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранного инвестора на территории РФ. Такой спор разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. В Законе указано, что иностранный инвестор имеет право после уплаты предусмотренных налогов и сборов свободно использовать эти суммы на территории РФ для реинвестирования или для иных целей, не противоречащих российскому законодательству, и беспрепятственно переводить их за пределы РФ (в иностранной валюте). В числе денежных сумм, которые иностранный инвестор вправе свободно использовать, конкретизированы следующие:

  • • доходы от инвестиций, полученные в виде прибыли, дивидендов, процентов, и другие доходы;
  • • денежные суммы во исполнение обязательств иностранного юридического лица, открывшего свой филиал не территории РФ, по договорам и иным сделкам;
  • • денежные суммы, полученные иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • • компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора.

Свободное перемещение и репатриация капиталов из страны- реципиента имеет первостепенное значение в отношениях иностранного инвестора с принимающим государством. В связи с этим отметим, что в Законе отражены не все виды платежей, которые иностранный инвестор может осуществлять, в частности, не упомянуто о возможности перевода за границу сумм, выплачиваемых в погашение займов.

Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации, которые были первоначально ввезены в качестве иностранной инвестиции. Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию РФ имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы РФ.

Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (как государственных, так и коммерческих организаций России, включая акции). Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности. Иностранный инвестор может приобретать права собственности на соответствующее имущество или долю (вклад) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, установленных российским законодательством.

Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Приобретение иностранным инвестором прав на указанное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов. Иностранный инвестор может приобрести право аренды земельного участка на торгах (аукционе, конкурсе).

Льготы иностранному инвестору предоставляются по уплате таможенных платежей при осуществлении приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с российским таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах (ст. 16 Закона).

Кроме того, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору дополнительные льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта за счет собственных бюджетных и внебюджетных средств (ст. 17 Закона).

Указанные гарантии и льготы призваны стимулировать инвесторов осуществлять капиталовложения в российскую экономику.

Однако следует отметить, что в Законе отсутствуют гарантии потерь иностранных инвесторов, связанных с некоторыми видами политических рисков, в том числе с военными действиями, массовыми беспорядками, террористическими актами, которые традиционно считаются характерными для развивающихся экономик. В Закон желательно включить гарантии компенсации потерь, связанных с риском пересмотра итогов приватизации хозяйственных объектов, в которые вложены средства иностранных инвесторов.

В Законе еще содержатся статьи, посвященные вопросам создания и ликвидации коммерческой организации иностранного инвестора, филиала иностранного юридического лица, разработки и реализации государственной политики в области иностранных инвестиций и др.

Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 и 9 статьи 21 настоящего Федерального закона), филиалов иностранных страховых организаций (за исключением отношений, регулируемых положениями пунктов 8 — 10 статьи 21 настоящего Федерального закона), которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании. (В редакции федеральных законов от 03.02.2014 № 12-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Действие статей 7 и 16 настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.07.2005 № 117-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.06.2006 № 75-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами; (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации; (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

Читать статью  Закон Кыргызской Республики Об инвестициях в Кыргызской Республике

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков: (Абзац введен — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица. (Абзац введен — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации

1. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями

1. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

3. Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее — иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также — реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.

(Пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 106-ФЗ)

4. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

5. Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

1. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 9 — 12 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации. (Часть введена — Федеральный закон от 29.04.2008 № 58-ФЗ; в редакции Федерального закона от 16.11.2011 № 322-ФЗ)

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное г

Источник https://rg.ru/2021/02/26/investicii-dok.html

Источник https://studref.com/425840/ekonomika/rol_znachenie_federalnogo_zakona_inostrannyh_investitsiyah_rossiyskoy_federatsii

Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/14131

X

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

span.hidden-link { color: #DCDCDC; /*-цвет ссылки-*/ text-decoration: underline; /*-подчеркивание-*/ cursor: pointer; /*-указатель в виде пальца-*/ }