Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ • Президент России

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Принят Государственной Думой 17 февраля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 3 марта 2021 года

Внести в Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940; 2011, N 1, ст. 32; N 27, ст. 3880; N 47, ст. 6612; 2014, N 6, ст. 566; N 11, ст. 1094; N 45, ст. 6153; 2017, N 27, ст. 3952; N 30, ст. 4445; 2018, N 23, ст. 3229; N 49, ст. 7523; 2020, N 31, ст. 5014) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 2 после слов «безопасности государства,» дополнить словами «за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона и совершаемых организацией, находящейся под контролем иностранного государства,»;

2) часть 1 статьи 7 дополнить пунктом 5 1 следующего содержания:

«5 1 ) сделки организации, находящейся под контролем иностранного государства, влекущие за собой установление данной организацией контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, которое является таковым исключительно в связи с осуществлением им видов деятельности, указанных в пунктах 3 (за исключением производства лекарственных средств) и (или) 36 (в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры) статьи 6 настоящего Федерального закона, для которого указанные виды деятельности не являются основными и при этом за последние три года, предшествующие дате подачи ходатайства о предварительном согласовании такой сделки, балансовая стоимость имущества, используемого для осуществления указанных видов деятельности, составляет не более одного процента определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов такого хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, за каждый завершенный отчетный год, планируемые к совершению в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, либо в отношении организации, не имеющей стратегического значения, под контролем которой находится такое хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение;»;

3) статью 9 дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. В случае, если уполномоченным органом при рассмотрении ходатайства установлено, что решение по результатам рассмотрения ходатайства принимается в соответствии со статьей 10 1 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней со дня определения этого факта уполномоченный орган обязан направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития (далее — заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), запросы о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости. В течение не более чем четырнадцать дней со дня поступления от уполномоченного органа указанных запросов заинтересованные федеральные органы исполнительной власти направляют в уполномоченный орган заключения о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости. При подготовке этих заключений на основании информации, представленной в том числе уполномоченным органом в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, указанного в ходатайстве, предусмотренном частью 1 статьи 10 1 настоящего Федерального закона, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должны быть учтены следующие критерии:

1) последствия совершения планируемой сделки либо установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона для сферы деятельности, нормативно-правовое регулирование или федеральный государственный контроль (надзор) которой осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

2) наличие или отсутствие необходимости возложения Комиссией на заявителя одного или нескольких обязательств, предусмотренных пунктами 1-7 и 10-15 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.»;

а) абзац первый части 1 после слов «над этим хозяйственным обществом» дополнить словами «, а в случае, если решение по результатам рассмотрения ходатайства принимается в соответствии со статьей 10 1 настоящего Федерального закона, также запросы о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости»;

б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, предусмотренном частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, уполномоченным органом в дополнение к указанным запросам направляются копии заключений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти о необходимости рассмотрения ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости в срок не более чем три рабочих дня со дня их поступления в уполномоченный орган.»;

в) часть 3 дополнить словами «, а в случае, если решение по результатам рассмотрения ходатайства принимается в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона, также заключения о необходимости рассмотрения данного ходатайства Комиссией либо об отсутствии такой необходимости»;

г) часть 6 дополнить словами «либо принимает решение о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля в упрощенном порядке в случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 10 1 настоящего Федерального закона»;

5) дополнить статьей 10 1 следующего содержания:

«Статья 10 1 . Особенности принятия решения в упрощенном порядке о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля

1. Решение в упрощенном порядке о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля по результатам рассмотрения ходатайства иностранного инвестора либо входящего в группу лиц юридического или физического лица (за исключением иностранных инвесторов, которые являются иностранными инвесторами, не представляющими информации, и (или) иностранными государствами, и (или) международными организациями и (или) находятся под контролем иностранных инвесторов, не представляющих информации, и (или) иностранных государств, и (или) международных организаций), которые намереваются совершить какую-либо из указанных в пунктах 1, 4 и 6 части 1 и частях 2-4 статьи 7 настоящего Федерального закона сделок или установили контроль в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, которое является таковым исключительно в связи с осуществлением им видов деятельности, указанных в пунктах 3 (за исключением производства лекарственных средств) и (или) 36 (в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры) статьи 6 настоящего Федерального закона, для которого указанные виды деятельности не являются основными и при этом за последние три года, предшествующие дате подачи ходатайства, балансовая стоимость имущества, используемого для осуществления указанных видов деятельности, составляет не более одного процента определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов данного хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, за каждый завершенный отчетный год, после проведения проверки в соответствии с порядком, установленным частями 1-5 статьи 10 настоящего Федерального закона, принимает уполномоченный орган с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. В течение трех дней со дня окончания проверки, предусмотренной частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, и поступления в уполномоченный орган заключений, указанных в части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, уполномоченный орган на основании полученной информации:

1) принимает решение о предварительном согласовании сделки или согласовании установления контроля с указанием срока действия такого решения и направляет копию данного решения в Комиссию в течение трех рабочих дней со дня его принятия при наличии заключений федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности об отсутствии угрозы соответственно обороне страны, безопасности государства в результате совершения сделки либо в результате установления контроля и об отсутствии необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства Комиссией, а также при наличии заключений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти об отсутствии необходимости рассмотрения указанного ходатайства Комиссией;

2) направляет в Комиссию документы и информацию, которые предусмотрены частью 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, для рассмотрения ходатайства Комиссией в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона при наличии заключения, поступившего от федерального органа исполнительной власти в области обороны, или федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, или заинтересованного федерального органа исполнительной власти, о необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства Комиссией либо отсутствия заключения какого-либо из указанных федеральных органов исполнительной власти, направляемых в соответствии с запросом уполномоченного органа в срок, установленный настоящим Федеральным законом.»;

6) в части 1 статьи 12:

а) пункт 4 дополнить словами «, и (или) деятельности в целях оказания коммунальных услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

б) дополнить пунктами 10-15 следующего содержания:

«10) продолжение осуществления хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, вида деятельности, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

11) передача в срок, установленный Комиссией, прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и (или) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) прав в отношении имущества, необходимого для осуществления указанных видов деятельности, иному лицу с соблюдением требований настоящего Федерального закона либо в государственную или муниципальную собственность;

12) осуществление деятельности хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в том числе на объектах водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и гидротехнических сооружениях), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

13) продолжение реализации хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, действующей инвестиционной программы, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (или уполномоченным органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению такой инвестиционной программы) в порядке, установленном Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

14) обеспечение сохранения хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, объемов производства и поставок продукции (работ, услуг) на уровне не ниже предшествующего дате совершения сделки или установления контроля;

15) внедрение инновационных технологий на объектах промышленного производства, расположенных на территории Российской Федерации, а также размещение на территории Российской Федерации объектов промышленного производства деталей, узлов, комплектующих и материалов, используемых хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, для производства и поставок продукции (работ, услуг).».

Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства настоящим Федеральным законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее — группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении указанными лицами сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении иных сделок, действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 343-ФЗ; от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) в форме приобретения указанными лицами в собственность, владение или пользование имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 343-ФЗ; от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

2. Иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, которые не осуществляют представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах (далее — иностранные инвесторы, не представляющие информации), иностранные государства, международные организации, а также организации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов, не представляющих информации, иностранных государств, международных организаций, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, за исключением сделок, предусмотренных пунктом 51 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона и совершаемых организацией, находящейся под контролем иностранного государства, и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. (В редакции федеральных законов от 31.05.2018 № 122-ФЗ, от 09.03.2021 № 40-ФЗ)

21. Понятия «контроль» и «контролирующее лицо» используются в тех же значениях, что и в статьях 3 и 5 настоящего Федерального закона соответственно. Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (Часть введена — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

22. Представление иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, и находящимися под их контролем организациями в уполномоченный орган информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также в форме запроса, предусмотренного частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, о необходимости согласования планируемых сделок, иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

3. Сделки, которые совершаются иностранными инвесторами, не представляющими информации, иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные инвесторы, не представляющие информации, иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (далее также — пользование участками недр федерального значения) и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 16.11.2011 № 322-ФЗ, от 01.07.2017 № 155-ФЗ, от 31.05.2018 № 122-ФЗ, от 02.07.2021 № 339-ФЗ)

4. Установление контроля иностранных инвесторов, не представляющих информации, иностранных государств, международных организаций или находящихся под их контролем организаций над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, определяется в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 01.07.2017 № 155-ФЗ; от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

5. Положения настоящего Федерального закона применяются также к сделкам, совершенным за пределами территории Российской Федерации, и к иным соглашениям, достигнутым за пределами территории Российской Федерации, если такие сделки и такие соглашения влекут за собой последствия, указанные в частях 1 — 3 настоящей статьи.

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация. Отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.

7. Положения настоящего Федерального закона, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением положений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, не распространяются на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если до совершения соответствующих сделок Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохраняет за собой такое право после их совершения. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 339-ФЗ)

8. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в объекты гражданских прав, за исключением объектов гражданских прав, указанных в части 1 настоящей статьи.

9. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с совершением сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае, если приобретателем по таким сделкам является организация, находящаяся под контролем Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство). Для определения факта наличия контроля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо контроля гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации, над организацией, являющейся приобретателем по указанным сделкам, применяются по аналогии положения пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 16.11.2011 № 322-ФЗ; в редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 343-ФЗ; от 18.07.2017 № 165-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) угроза обороне страны и безопасности государства — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и (или) государства;

2) хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее также — хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение), — хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в статье 6 настоящего Федерального закона;

3) контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение (далее также — контроль), — возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества (в том числе в случае, если указанная возможность временно передана иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего (управляющей организации) или подобного соглашения, а также возможность иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться двадцатью пятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов (в том числе в случае, если указанная возможность временно передана иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган и (или) двадцать пять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества или безусловная возможность иностранного инвестора или группы лиц избирать двадцать пять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества; (В редакции федеральных законов от 16.11.2011 № 322-ФЗ, от 31.07.2020 № 255-ФЗ, от 02.07.2021 № 339-ФЗ)

4) косвенное распоряжение иностранным инвестором или группой лиц голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, — возможность иностранного инвестора или группы лиц через третьих лиц фактически распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

5) возможность блокировать решения органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, — возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц препятствовать принятию решений органами управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) уставом хозяйственного общества такие решения принимаются квалифицированным большинством голосов или единогласно. (В редакции Федерального закона от 16.11.2011 № 322-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона иностранным инвестором признаются:

1) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

2) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

3) организация, находящаяся под контролем иностранного инвестора в соответствии с положениями частей 1, 2 и 21 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе созданная на территории Российской Федерации;

4) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

5) гражданин Российской Федерации, имеющий иное гражданство;

6) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

7) иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

8) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

(Часть в редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

3. Понятия «группа лиц», «соглашение» используются соответственно в значениях, указанных в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции»). В целях настоящего Федерального закона под соглашением понимаются также договоренности в письменной или устной форме, направленные на осуществление права голоса в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества, совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества, а также на получение иной возможности определять решения органов управления такого хозяйственного общества, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 343-ФЗ)

Статья 4. Условия совершения сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, и некоторых сделок, предусматривающих приобретение имущества таких хозяйственных обществ

(Наименование в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 343-ФЗ)

1. Совершение сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, и указанных в части 11 статьи 7 настоящего Федерального закона сделок, предусматривающих приобретение имущества таких хозяйственных обществ, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок, действий в соответствии с настоящим Федеральным законом, оформляемого уполномоченным органом и имеющего определенный срок действия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. (В редакции федеральных законов от 04.11.2014 № 343-ФЗ; от 31.05.2018 № 1

Иностранные инвестиции в стратегические хозяйственные общества

Инвестиции в стратегические общества. Закон о стратегических инвестициях. Инвестиции в стратегические предприятия. Иностранные инвестиции в стратегические предприятия.

Иностранные инвестиции в предприятия, имеющие стратегическое значение, подлежат особому контролю. Федеральный закон о порядке осуществления инвестиций в такие общества, предписывает согласовывать с уполномоченным органом сделки, в результате которых прямой или косвенный контроль перейдет к иностранному лицу. Такой орган имеет право оспорить сделки, если они были совершены без его согласия. Но если сделки растянуты на длительный период времени, их оспаривание становится затруднительным. Поворот в одном из споров произошел только в судебной коллегии Верховного суда. Подробности – в данной статье.

Фабула дела:

Преобразование государственного предприятия «Порт Пермь» позволило передать его акции нескольким владельцам. Цепочка сделок по перепродаже акций привела к тому, что контроль над обществом, имеющим стратегическое значение, приобрел иностранный инвестор – гражданин Великобритании. Ссылаясь на то, что цепочка сделок должна быть согласована антимонопольным органом, ФАС оспорила сделки, требуя признать их недействительными и применить соответствующие последствия.

Суды нескольких инстанций применили формальный критерий – пропуск срока исковой давности. Но ФАС не оставляла попыток оспорить сделки. Судебная коллегия ВС РФ отменила решения и отправила дело на новое рассмотрение.

Судебный акт: Определение ВС РФ от 12.04.2019 по делу № 309-ЭС18-16403.

Выводы суда:

1. Порт является хозяйствующим субъектом, осуществляющим виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, согласно положениям 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций».

2. Ответчики (участники цепочки сделок) принадлежат к одной группе лиц, так как в совет директоров избирались родственники и доверенные лица иностранного инвестора, поверенные, с которыми у инвестора были тесные деловые связи.

3. Между лицами существовали определенные договоренности по вопросам распоряжения акциями Порта, о чем свидетельствует тот факт, что на общем собрании один представитель действовал от имени трех акционеров на основании однотипных доверенностей.

4. Суды предыдущих инстанций исходили из того, что УФАС согласовывало сделки отдельно друг от друга, следовательно, истец мог узнать о начале исполнения сделок своевременно и мог оспорить их до истечения срока исковой давности.

5. Конституционный суд указал, что 57-ФЗ принят в целях устранения условий и факторов, создающих опасность интересам государства. Он устанавливает ограничения для участия иностранных инвесторов в стратегически важных обществах, устанавливает разрешительный порядок оформления сделок, приводящих к участию иностранных инвесторов в капитале российских обществ.

6. Для совершения сделок необходимо разрешение, которое выдается по ходатайству общества с указанием условий совершения сделок. Цепочка сделок не была согласована ФАС в связи с тем, что Порт не направлял в уполномоченный орган соответствующего заявления.

7. До получения сведений о том, что в результате совершения взаимосвязанных сделок установлен контроль иностранного лица над Портом, уполномоченный орган не мог их оспорить.

8. Право на предъявление требований о применении последствий недействительности ничтожных сделок связано с наступлением последствий исполнения. В качестве определяющей даты для исчисления срока давности следует учитывать дату, когда возникает неправовой результат, который порождает сделка.

9. Контроль иностранного лица установлен в результате завершающего этапа сделок в 2016 году. Суды не установили возможность ФАС узнать о факте совершения отдельных сделок, установить их взаимосвязь, не оценили доказательства.

Комментарии:

1) Иностранный инвестор установил контроль над обществом, контролирующим Порт. Инвестор приобрел право управлять в совокупности 92,11% голосующих акций, соответственно, у него появилось право определять решения, принимаемые Портом, в том числе условия осуществления предпринимательской деятельности, назначать состав СД, ЕИО.

Инвестор лично не владеет акциями. На дату рассмотрения спора в суде акционерами являлись иностранные граждане, компании, которые имеют связь с иностранным бенефициаром. ФАС указал, что члены совета директоров были «приближенными» к инвестору. Вместе с тем, в судебном акте не указано, была ли явная аффилированность лиц, не указано как была установена связь между компаниями, членами совета директоров и гражданином Великобритании.

2) Верховный суд указал, что последовательные сделки не вызывали подозрение у ФАС ввиду того, что переход акций под контроль иностранного лица произошел в 2016 году. Первоначально акции общества были распределены в 2011 году между тремя акционерами. Затем они были проданы трем другим компаниями, и в 2015-2016 гг. в число акционеров также вошло физическое лицо, являвшееся поверенным одного из акционеров, финансовым директором Порта.

Очевидной связи между иностранным гражданином и этими компаниями в определении суда не установлено. Таким образом, суд указывает, что контроль над акциями Порта иностранное лицо приобрело вследствие контроля над компаниями-акционерами. То есть над теми компаниями, которые приобретали акции в 2011 году. Ввиду этого, не очевидно, что о возникновении иностранного контроля ФАС узнало только в 2016 году.

3) Закон 57-ФЗ, принятый в целях обеспечения безопасности государства и ее стратегических предприятий, предписывает субъектам направлять ходатайство о предварительном согласовании сделки, которая приведет к приобретению иностранным лицом права прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосов, назначать ЕИО или 50% состава коллегиального исполнительного органа. Из положений закона не следует, что субъект обязан раскрыть цепочку сделок. При этом в определении суда не отражено, все ли сделки направлялись на предсогласование в ФАС. Суд первой инстанции указал, что у ФАС была возможность своевременно установить риск приобретения иностранным лицом косвенного контроля.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Номинальный директор как инструмент для скрытого владения бизнеса» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:

Источник https://rg.ru/2021/03/12/investment-dok.html

Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/27332

Источник https://vitvet.com/blog/gkorotkevich/investitsii_2/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

span.hidden-link { color: #DCDCDC; /*-цвет ссылки-*/ text-decoration: underline; /*-подчеркивание-*/ cursor: pointer; /*-указатель в виде пальца-*/ }