Льготы и преференции
Закон об иностранных инвестициях в узбекистан
Правовая защита и льготы инвесторов
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
- Закон Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” от 25.12.2019 года № ЗРУ-598.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан” от 01.08.2018 года № УП-5495.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций” от 11.04.2005 года № УП-3594.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций” от 10.04.2012 года № УП-4434.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях” от 17.01.2017 года № УП-4933
- Таможенный кодекс Республики Узбекистан
ПРАВА И ГАРАНТИИ
Содержание прав и гарантий
Основными принципами инвестиций и инвестиционной деятельности являются:
- законность;
- гласность и открытость;
- свобода осуществления инвестиционной деятельности;
- справедливость и равенство субъектов инвестиционной деятельности;
- недопущение дискриминации в отношении инвесторов;
- презумпция добросовестности инвестора.
- свободно осуществлять инвестиционную деятельность, определять объемы, виды, формы, сферу и направления осуществления инвестирования, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан;
- заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;
- владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности, а также продавать и вывозить результаты инвестиционной деятельности;
- самостоятельно и свободно распоряжаться доходом, полученным в результате инвестиционной деятельности, после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законодательством (далее — налоги и платежи);
- использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств;
- на получение адекватной компенсации в случае реквизиции (экспроприации) его инвестиций и иных активов;
- привлекать денежные средства в виде кредитов и займов;
- получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.
- быть участником биржевых, конкурсных и тендерных торгов, электронных магазинов и аукционов;
- заключать договоры с инвесторами на исполнение их заказов;
- привлекать к исполнению своего обязательства перед инвестором других лиц, если иной порядок не установлен договором.
- первоначальные и дополнительные суммы для поддержания либо увеличения иностранных инвестиций;
- доход от осуществления инвестиций;
- средства, полученные в качестве возмещения за причиненные убытки в соответствии с настоящим Законом;
- платежи, осуществленные в порядке исполнения условий договоров;
- выручку от продажи всех или части иностранных инвестиций;
- платежи, возникающие вследствие урегулирования спора, включая любое судебное или арбитражное решение;
- заработную плату и другие выплаты работникам;
- средства из других источников, полученные в соответствии с законодательством.
- создании предприятия — с даты его государственной регистрации;
- приобретении имущества, доли, акций и других ценных бумаг, эмитированных резидентами Республики Узбекистан, права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами — с даты вступления в силу документа, закрепляющего право собственности или другого вещного права;
- вложении прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл) — с даты вступления в силу документа, подтверждающего вложение прав на интеллектуальную собственность;
- приобретении концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов — с даты регистрации концессионного договора в установленном законодательством порядке;
- инвестировании с одновременным закреплением инвестиционных обязательств в инвестиционном договоре с Правительством Республики Узбекистан — с даты вступления в силу договора;
- инвестировании в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан, — с даты вступления в силу документа, подтверждающего осуществление инвестором инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.Настоящая статья не распространяется на принятие, изменение, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением защиты интересов национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами международного права
- Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат реквизиции (экспроприации), за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
- Решение о реквизиции и экспроприации инвестиций принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан при соблюдении требований, по которым реквизиция или экспроприация:
Основные принципы законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности применяются на всех этапах процесса инвестирования и осуществления инвестиционной деятельности.
Статья 4 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Статья 10 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Участник инвестиционной деятельности вправе:
Статья 12 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности. Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.
Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения.
Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной, не связанной с инвестиционной, законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности.
Государство гарантирует недопущение дискриминации в отношении инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций.
Осуществление прав инвестором не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других инвесторов. При этом государство как соучредитель (акционер, участник) субъекта предпринимательства имеет равные наряду с другими учредителями (акционерами, участниками) права и обязательства.
Правила настоящей статьи не распространяются на принятие, изменение, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статья 15 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Доходы субъекта инвестиционной деятельности, полученные в результате инвестиционной деятельности, могут быть после уплаты налогов и платежей реинвестированы или использованы любым иным способом по его усмотрению.
Ограничения использования либо принудительное снятие средств со счетов предприятий с иностранными и отечественными инвестициями со стороны государственных органов может быть осуществлено исключительно в порядке, установленном законом.
Статья 16 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и платежей, в том числе конвертация валюты для репатриации. Такие переводы включают в себя:
В соответствии с законами и международными договорами Республики Узбекистан государство может приостановить репатриацию средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или нарушения прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением.
Статья 17 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Иностранный инвестор имеет право на прекращение инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан.
После прекращения инвестиционной деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной или натуральной форме своих активов, полученных в результате прекращения инвестиционной деятельности, без ущерба для выполнения обязательств иностранного инвестора в отношении Республики Узбекистан либо других кредиторов.
Статья 18 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Акты законодательства не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб инвестору или инвестициям.
В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.
Гарантия о применении в течение десяти лет законодательства, действовавшего на момент инвестирования, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством Республики Узбекистан, применяется в случаях:
Действие гарантии от неблагоприятного изменения для инвестора начинается при:
Статья 19 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Нормативно-правовые акты, официально не опубликованные для всеобщего сведения, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования инвестиционных отношений, применения каких-либо санкций к субъектам инвестиционной деятельности за неисполнение содержащихся в них предписаний.
Органы государственного управления и органы государственной власти на местах обязаны обнародовать через средства массовой информации, в том числе на своем официальном веб-сайте, информацию о своем участии и принятых решениях в сфере инвестиционной деятельности.
Физическим и юридическим лицам обеспечивается открытость и возможность беспрепятственного доступа к информации о деятельности органов государственного управления и органов государственной власти на местах и принимаемых ими решениях в сфере инвестиционной деятельности.
Статья 20 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат национализации.
Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат реквизиции (экспроприации), за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Решение о реквизиции и экспроприации инвестиций принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан при соблюдении требований, по которым реквизиция или экспроприация:
Страхование инвестиций и рисков инвесторов осуществляется на добровольной основе.
Статья 21 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций могут включать предоставление гарантий Правительством Республики Узбекистан, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, проведение государственного мониторинга реализации инвестиционных проектов и иные меры на основании инвестиционных договоров с Правительством Республики Узбекистан.
Статья 22 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”
Для юридических лиц, созданных с привлечением прямых частных иностранных инвестиций и специализирующихся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики по перечню, утверждаемому законодательством, предусматриваются особенности применения льгот по отдельным налогам.
Под прямыми частными иностранными инвестициями понимаются инвестиции, осуществляемые без предоставления гарантии Республики Узбекистан физическими лицами, являющимися гражданами иностранного государства, лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами Республики Узбекистан, а также иностранными негосударственными юридическими лицами.
Юридическим лицам, указанным в части первой настоящей статьи, предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами в зависимости от объема внесенных прямых частных иностранных инвестиций на срок, определяемый решением Президента Республики Узбекистан.
Предприятие с участием прямых частных иностранных инвестиций вправе пользоваться другими налоговыми льготами, предусмотренными налоговым законодательством.
Статья 471 Налогового Кодекса Республики Узбекистан
ЛЬГОТЫ
В соответствии со статьёй 34 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”:
Льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, могут включать:
- Передачу инвестору объектов государственной собственности или имущественных прав на них на льготной или по нулевой выкупной стоимости;
- Предоставление льгот по налогам и платежам;
- Субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.
- Льготы и преференции предоставляются в зависимости от:
- Объемов инвестиций;
- Условий местности, в которой реализуется инвестиционный проект;
- Ожидаемого социально-экономического эффекта и создания новых рабочих мест;
- Сферы и отрасли реализации инвестиционного проекта.
Льготы по налогам и платежам предоставляются в порядке, установленном законом.
Преференции, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, предусмотренные в части первой настоящей статьи, могут предоставляться по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в том числе в отношении объектов муниципальной собственности, за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
Льготы и преференции предоставляются инвесторам, предусматривающим внесение инвестиций в соответствующую территорию исходя из степени развития инфраструктуры данной территории.
Предприятиям, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики по перечню, утверждаемому законодательством, предусматриваются особенности применения льгот по отдельным налогам в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
В соответствии с Таможенным кодексом Республики Узбекистан:
Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляются в отношении:
- Имущества, ввозимого на таможенную территорию предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде (уставном капитале) не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;
- Имущества, ввозимого на таможенную территорию для личных нужд иностранных инвесторов, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Узбекистан, и находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;
- Товаров, ввозимых на таможенную территорию иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму, эквивалентную более пятидесяти миллионов долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;
- Товаров, предназначенных для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимых на таможенную территорию в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимой из таможенной территории инвестором продукции, принадлежащей ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;
- Технологического оборудования, ввозимого на таможенную территорию, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта (договора, соглашения) на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи, ввозимого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза, данная льгота аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы;
- Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, действовавшие на дату их государственной регистрации.
- В рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования.
- Запрещено и считается незаконным установление министерствами, ведомствами, государственными органами на местах, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками дополнительных требований и ограничений, связанных с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
- Оформление должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов, въездных и многократных виз сроком на 12 месяцев.
- Обеспечение на системной основе широкого доступа иностранных инвесторов к экономической информации, необходимой для реализации ими инвестиционной деятельности, включая сведения о Государственном бюджете и его исполнении, денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и других.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.04.2012 года № УП-4434:
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11.04.2005 года № УП-3594:
Предприятиям, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики по перечню согласно приложению, предусматриваются особенности применения льгот по отдельным налогам в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Узбекистан, при объеме прямых частных иностранных инвестиций:
- от 300 тыс. долларов США до 3 млн долларов США — сроком на 3 года;
- свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США — сроком на 5 лет;
- свыше 10 млн долларов США — сроком на 7 лет.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.01.2017 года № УП-4933:
Освобождены сроком на 12 месяцев с момента подписания договора купли-продажи организации — приобретатели объектов государственной собственности, являющиеся плательщиками общеустановленных налогов, от уплаты налога на имущество и земельного налога по вновь приобретаемым объектам государственной собственности, с целевым направлением высвобождаемых средств на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение, развитие приватизированных объектов.
Льготы и преференции
В Республике Узбекистан установлен режим, предусматривающий предоставление иностранным инвесторам условий не менее благоприятных, чем соответствующие условия для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан.
Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан. В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.
Законодательством предусмотрен уведомительный порядок использования десятилетней гарантии. Так, при наступлении ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении гарантии.
Уполномоченными органами, которые уведомляются о применении иностранным инвестором гарантии, являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц — Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и обслуживающие банки.
Уведомление иностранного инвестора является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. Уведомление, независимо от даты направления его в уполномоченный орган, действует с момента вступления в силу акта.
Законодательством, наряду с общими гарантиями и мерами защиты иностранных инвесторов, могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты, в том числе обеспечивающие безусловное выполнение партнерами своих обязательств перед иностранными инвесторами.
В некоторых случаях на основе заключаемых инвестиционных договоров иностранным инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты прав при инвестировании в:
- приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
- приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
- проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.
В случае предоставления правительством Республики Узбекистан иностранному инвестору дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций) в обязательном порядке заключается инвестиционный договор.
Инвестиционный договор заключается между правительством Республики Узбекистан в лице Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан и иностранным инвестором.
Законодательные права и гарантии для иностранных инвесторов
Дополнительные, к установленным законодательством гарантии и меры защиты (льготы и преференции)
- увеличение размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
- введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу, за исключением случаев приостановления государством репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвесторами или защиты прав кредитора, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором – физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением; — введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями; — введения ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий республики;
- введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.
- открывать, использовать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Республики Узбекистан, а также за её пределами;
- получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.
- экспроприацию собственности, а также любые законодательные и административные меры, ведущие к изъятию собственности или отчуждению от неё, потере контроля над ней или доходами, получаемыми от нее;
- введение ограничений на перевод иностранной валюты за пределы страны;
- внесение изменений в законодательство, имеющих дискриминационный характер в отношении отдельных групп инвесторов;
- вмешательство органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц в договорные отношения инвесторов;
- войны, гражданские волнения или другие подобные события;
- другие виды политических и иных рисков, связанных с иностранными инвесторами и иностранными инвестициями.
- в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
- в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение производственного и экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйтсвенные связи;
- в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечения занятости населения.
В целях обеспечения выполнения обязательств иностранными инвесторами, которым предоставляются дополнительные гарантии и меры защиты (льготы и преференции), между Правительством Республики Узбекистан в лице Министерства внешних экономических связей инвестиций и торговли Республики Узбекистан и иностранным инвестором (инвесторами) в обязательном порядке заключается инвестиционный договор, проект которого предоставляется в уполномоченные органы, рассматривается ими в течение четырнадцати рабочих дней и вступает в силу с даты принятия решения о его утверждении, если иное не предусмотрено этим решением.
Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики УзбекистанНастоящий Закон определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан.
Основными задачами настоящего Закона являются:
содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций;
привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта.
Статья 2. Законодательство об иностранных инвестициях
Законодательство об иностранных инвестициях состоит из настоящего Закона, Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об иностранных инвестициях, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Иностранные инвестиции
Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).
Доход, вкладываемый иностранными инвесторами в качестве реинвестиций в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в настоящем Законе означает любые средства, полученные от инвестирования в Республике Узбекистан, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений.
Статья 4. Иностранные инвесторы
Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:
иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;
международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;
юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;
физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.
Статья 5. Формы осуществления иностранных инвестиций
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:
долевого участия в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;
создания и развития хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
приобретения имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
вложения прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);
приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
приобретения права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
Изменение форм, в которых первоначально или повторно осуществляются иностранные инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.
Статья 6. Предприятия с иностранными инвестициями
Иностранные инвесторы могут создавать на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями и пользоваться всеми правами, гарантиями и льготами, предоставленными им законодательством Республики Узбекистан.
Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Одним из участников предприятия с иностранными инвестициями обязательно является иностранный инвестор, указанный в абзацах втором, третьем или четвертом статьи 4 настоящего Закона.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.
Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Порядок создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 7. Дочерние предприятия, филиалы и представительства
предприятий с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями может создавать на территории Республики Узбекистан дочерние предприятия, филиалы с правами юридического лица, а также представительства и другие обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан.
За пределами Республики Узбекистан могут быть созданы дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения предприятий с иностранными инвестициями.
Статья 8. Хозяйственные объединения предприятий
Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан могут на добровольных началах создавать на территории Республики Узбекистан ассоциации, концерны, корпорации, консорциумы и другие хозяйственные объединения, а также входить в качестве полноправного члена в действующие объединения.
Статья 9. Правовой режим для иностранных инвестиций
на территории Республики Узбекистан
Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.
Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляются справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.
Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан.
Законодательство Республики Узбекистан может содержать, в соответствии с общепринятыми нормами международного права, ограничения или запрет на иностранные инвестиции в определенных сферах экономики и деятельности с целью защиты интересов национальной безопасности Республики Узбекистан.
Восстановление нарушенных прав и интересов иностранных инвесторов, гарантированных законами Республики Узбекистан, регулируются законодательством, в том числе международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 10. Права иностранных инвесторов
Иностранный инвестор, в соответствии с принципами международного права и законодательством Республики Узбекистан, имеет право:
самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;
заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;
владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора права владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются ими на основе договоров;
самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;
самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;
привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;
использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;
использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
на получение адекватной компенсации в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;
получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.
Иностранный инвестор имеет и другие права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.
Статья 11. Обязанности иностранных инвесторов
Иностранные инвесторы при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан обязаны:
соблюдать действующее законодательство Республики Узбекистан;
уплачивать налоги и производить иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
отвечать по договорным обязательствам, взятым им в связи с инвестированием;
получать заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, вытекающих из законодательства Республики Узбекистан;
воздерживаться от любых форм прямого и (или) косвенного незаконного воздействия на своих партнеров по инвестиционной деятельности или на органы государственного управления и органы государственной власти на местах с целью получения дополнительных льгот и преимуществ по сравнению со своими конкурентами.
Иностранный инвестор несет ответственность за нарушение законодательства Республики Узбекистан на общих основаниях и отвечает своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан.
Статья 12. Хозяйственная деятельность иностранных
Хозяйственная деятельность иностранных инвесторов, в том числе по созданию, продаже, реорганизации или ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, их дочерних предприятий, филиалов и иных структур, а также хозяйственных ассоциаций и объединений, формированию фондов предприятий с иностранными инвестициями, заключению арендных и иных договоров, регулируется законодательством Республики Узбекистан.
Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Все расходы предприятий с иностранными инвестициями в иностранной валюте должны обеспечиваться за счет их собственных валютных поступлений, а также других разрешенных законодательством Республики Узбекистан источников получения иностранной валюты. Их валютная самоокупаемость может быть обеспечена также в рамках создаваемых консорциумов, объединений и других организационных структур.
Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. Экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию.
Предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Имущество, ввозимое иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд, освобождается от обложения таможенной пошлиной в порядке, установленном законодательством. Имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами, не облагается таможенной пошлиной.
Патентование изобретений и внедрение промышленных образцов, принадлежащих иностранным инвесторам, вкладывающим их в качестве инвестиций, и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно устанавливают перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.
Трудовые отношения работников предприятий с иностранными инвестициями регулируются законодательством Республики Узбекистан.
Пенсионное обеспечение работников предприятия с иностранными инвестициями регулируется законодательством Республики Узбекистан.
Предприятия с иностранными инвестициями могут приобретать земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.
При переходе права собственности на строения и сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.
Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам осуществляется арендодателем на основании договоров и в соответствии с законодательством.
Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Они ведут бухгалтерские книги и записи в национальной валюте Республики Узбекистан, а также, по своему усмотрению, в свободно конвертируемой валюте.
Статья 13. Концессионные договоры
Предоставление иностранным инвесторам концессии на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности производится на основе концессионных договоров, заключаемых иностранными инвесторами с уполномоченными органами государственного управления Республики Узбекистан в порядке, определяемом законодательством.
Концессии допускаются во всех сферах и видах деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Узбекистан и отвечают целям заключаемых концессионных договоров.
Статья 14. Привлечение иностранных работников
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан имеют право на свободное заключение трудовых договоров с гражданами любого иностранного государства и лицами без гражданства, проживающими за пределами Республики Узбекистан, с целью осуществления инвестиционной деятельности. Такие лица имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период действия трудового договора с получением соответствующих многоразовых виз.
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников должны решаться в трудовых договорах с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений после уплаты установленных законом налогов и обязательных платежей.
Иностранный инвестор, предприятие с иностранными инвестициями переводят платежи по пенсионному обеспечению за иностранного работника в соответствующие фонды в стране постоянного места жительства этого работника.
Статья 15. Свобода передвижения
Иностранные инвесторы, их представители и иностранные работники, находящиеся в Республике Узбекистан в связи с инвестиционной деятельностью, имеют право на свободное передвижение по всей территории Республики Узбекистан.
Определенные ограничения могут применяться исключительно в целях обеспечения национальной безопасности при условии, что такие ограничения на свободное передвижение определены законодательством Республики Узбекистан.
Статья 16. Страхование иностранных инвестиций
Страхование инвестиций и рисков иностранных инвесторов осуществляется на добровольной основе.
Иностранные инвесторы пользуются правом на страховую защиту наравне с отечественными инвесторами в любой страховой организации, законно действующей на территории Республики Узбекистан. Страхование иностранных инвестиций от политических и иных рисков может также осуществляться международными организациями, зарубежными государственными экспортными кредитными агентствами, другими страховыми компаниями.
Страховые организации, осуществляющие страхование иностранных инвестиций, не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан. Государство не отвечает по обязательствам страховых организаций, кроме случаев, предусмотренных в соглашении сторон.
Страхование иностранных инвестиций обеспечивает страховую защиту и гарантии от политических и иных рисков, в том числе включающих:
экспроприацию собственности, а также любые законодательные или административные меры, ведущие к изъятию собственности или отчуждению от нее, потере контроля над ней или доходами, получаемыми от нее;
введение ограничений на перевод иностранной валюты за пределы страны;
внесение изменений в законодательство, имеющих дискриминационный характер в отношении отдельных групп инвесторов;
вмешательство органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц в договорные отношения инвесторов;
войны, гражданские волнения или другие подобные события;
другие виды политических и иных рисков, связанных с иностранными инвесторами и иностранными инвестициями.
Статья 17. Обеспечение обязательств
Имущество и имущественные права предприятия с иностранными инвестициями могут использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения обязательств могут выступать его право собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, а также жилые помещения с земельными участками, на которых они размещены, имущественные права на здания, сооружения, оборудование, а также иные вещные права.
Все имущество и имущественные права, принадлежащие иностранному инвестору на правах собственности, независимо от места их нахождения, могут быть использованы им в качестве обеспечения своих обязательств.
Статья 18. Реорганизация или ликвидация предприятия
с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями может быть реорганизовано или ликвидировано в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
Предприятие с иностранными инвестициями, не сформировавшее в течение одного года с даты государственной регистрации свой уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами, если иное не предусмотрено законодательством, ликвидируется в установленном порядке. При этом, предприятие, не сформировавшее свой уставный фонд в указанный срок в размерах, предусмотренных учредительными документами, может уменьшить его до фактически сформированного, но не менее установленного законодательством минимального размера или преобразоваться в другую организационно-правовую форму.
Активы предприятия с иностранными инвестициями при его ликвидации подлежат налогообложению в установленном порядке. Оставшаяся часть распределяется между участниками предприятия с иностранными инвестициями пропорционально их доле в имуществе предприятия, если иное не предусмотрено учредительными документами.
Иностранный инвестор в случае выхода из предприятия с иностранными инвестициями или ликвидации этого предприятия получает право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с рыночной стоимостью.
При реорганизации или ликвидации предприятия с иностранными инвестициями работникам, трудовые договоры с которыми прекращены, гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.
Статья 19. Обязательства государства по иностранным
инвестициям
Государство, органы государственного управления и органы государственной власти на местах отвечают только по обязательствам, взятым на себя в соответствующих договорах с иностранными инвесторами, подписанных лицами, полномочия которых подтверждены в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Узбекистан, привлекающих иностранные инвестиции, за исключением случаев, когда эти обязательства гарантированы государством в установленном законом порядке.
Статья 20. Функции органов, осуществляющих привлечение
иностранных инвестиций
В целях привлечения, реализации и защиты иностранных инвестиций уполномоченный правительством орган, другие органы государственного управления и органы государственной власти на местах, а также заинтересованные неправительственные организации:
подготавливают и распространяют информацию о возможностях и условиях инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;
консультируют потенциальных инвесторов по юридическим, экономическим и иным вопросам деятельности и оказывают им необходимую помощь и содействие в решении возникающих вопросов;
разрабатывают предложения по совершенствованию правовой базы деятельности иностранных инвесторов;
представляют в пределах своих полномочий Республику Узбекистан в международных отношениях по вопросам иностранных инвестиций;
осуществляют иные функции, направленные на привлечение, реализацию и защиту иностранных инвестиций.
Статья 21. Полномочия государственных органов по контролю
за деятельностью иностранных инвесторов
Контроль за соблюдением иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями требований законодательства Республики Узбекистан осуществляют налоговые и другие уполномоченные Правительством Республики Узбекистан государственные органы в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Узбекистан.
При осуществлении функций контроля, контролирующий орган обязан обеспечить сохранность коммерческой тайны. Разглашение коммерческой тайны преследуется по законодательству Республики Узбекистан.
Статья 22. Конфликтующие положения
В случае какого-либо несоответствия между положениями настоящего Закона и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов.
Источник https://davaktiv.uz/ru/menu/pravovaja-zaschita-i-lgoty-investorov
Источник http://old.mitc.uz/ru/activities/investment_activity/investment_activity/546/
Источник https://parliament.gov.uz/ru/laws/adopted/87/3345/