Проблемы эффективного бизнес планирования в образовании – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований.
В современной, быстро меняющейся экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных и иных услуг.
Планирование — это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.
Планирование необходимо любой организации, которая намеривается предпринимать какие-то действия в будущем.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Хочется подчеркнуть, что особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки. Составление и реализация плана – непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен следующей схемой.
Итак, работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления.
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует образовательным учреждениям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.
Бизнес- план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в осуществлении платных образовательных услуг. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление образовательным учреждением.
Бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования деятельности применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, качественному обслуживанию потребителя.
- Определить конкретные направления предпринимательской деятельности (платные услуги, ремонтные мастерские, посреднические услуги, организация аудио- и видеосалонов, компьютерное обучение и др.);
- Оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать ОУ;
- Оценить соответствие работников (команды) поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования;
- Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;
- Предусмотреть возможные риски (проблемы);
- Найти возможности сотрудничества, кооперации с другими ОУ.
Практические рекомендации по составлению бизнес-плана экономической деятельности ОУ в системе образования сориентированы на платные дополнительные образовательные услуги. Выбор данной категории услуг менее затратный и единственно профильный для ОУ.
- Разработка целей и задач на ближайшую и дальнейшую перспективу;
- Оценка текущего состояния оказываемых образовательных услуг;
- Анализ рынка;
- Информация о потенциальных потребителях.
В нём даётся оценка финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции аналогичных услуг.
ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Во-первых, он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т.е. рассмотрения “производства” образовательных услуг с разных сторон: маркетинга, финансов, конкуренции).
Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности за определённый период.
В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, показанных в плане, является практически единственным обоснованием для привлечения, как потребителей, так и потенциальных благотворителей.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА ОУ
- Название и адрес ОУ.
- Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность
- Описание предлагаемых услуг и их предназначение.
- Потенциальные потребители услуг.
- Основные конкуренты.
- Структура услуг конкурентов (основные качественные характеристики).
- Ценовая политика конкурентов.
- Выгоды, получаемые потребителями ваших услуг.
- реалистическая оценка преимуществ ваших услуг на рынке.
- Оценка спроса на услуги.
- Возможная цена предлагаемой вами услуги.
- Предлагаемая система реализации услуг.
- Определение “рыночной ниши”, реклама
- Структура цены.
- Мероприятия по содействию сбыта (дополнительные льготы потребителям услуг).
- Место осуществления услуги.
- Оценка месторасположения школы: близость к потребителям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т.д.
- Анализ целесообразности кооперации с другим ОУ.
- Методы и стандарты осуществления контроля качества услуг.
- Возможность использования инновационных технологий и их описание.
- Предполагаемые издержки при “производстве услуг” и их возможная динамика.
- Организационная схема управления.
- Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).
- Форма привлечения специалистов к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в школе, совместительство и пр.).
- Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.
- Кадровая политика (принципы найма: трудовые договора, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.)
— отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных услуг);
— наличие альтернативных услуг у конкурентов;
— неустойчивость спроса на услуги;
- Объём первоначальных затрат, необходимых для организации платных дополнительных услуг.
- Источники финансирования.
- Условия привлечения финансовых средств.
- Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).
Прежде всего, необходимо провести маркетинг предлагаемых услуг. Он включает в себя анализ потребностей воспитанников, их родителей, населения микрорайона, а также предложения аналогичных услуг со стороны других производителей. Например, близко расположенных учебных заведений. Интересы и предпочтения воспитанников и их родителей можно выявить на групповых родительских собраниях, общих собраниях ОУ, беседах с членами родительских комитетов, попечительских советов (там, где они имеются), через социологические опросы и другими методами, которые доступны администрации конкретных ОУ. Естественно, что пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива или организационных возможностей менеджмента ОУ. Здесь имеется в виду способность администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов (в том числе “со стороны”), умение кооперировать свои действия с другими организациями (в том числе с соседними ОУ), находить благотворителей и т.п.
- Почему потребители предпочитают данные услуги?
- Что составляет основное преимущество предлагаемых услуг в глазах потребителей?
- В чём заключаются их недостатки?
Для систематизации ответов на сформулированные вопросы целесообразно составить таблицу, в которой в качестве примера приведены некоторые показатели для последующего анализа и разработки мер по преодолению выявленных недостатков.
Преимущества по сравнению с аналогичными услугами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
1. Инновационность | Высокая цена | Увеличение спроса |
2. Качество | Неудобное время | Изменение расписания |
3. ………………….. | ………………….. | ……………………….. |
Большинство ОУ оказывают платные дополнительные образовательные услуги, которые уже “производятся” другими. При этом практически каждый производитель исходит из того, что именно его услуги имеют наилучшие характеристики.
Сравнительную оценку своей конкурентоспособности можно представить в виде таблицы. Перечень областей сравнения может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий деятельности. Каждая область сравнения должна получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данной области сравнения) до 5 баллов (доминирующие, определяющие позиции на рынке образовательных услуг). Оценки в баллах проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. По статистике, расхождение сумм баллов более чем на 20% подчёркивает достаточно тяжёлое положение ОУ с точки зрения конкурентоспособности, а более 40% свидетельствует о необходимости либо ухода с рынка платных образовательных услуг, либо поиска иных форм предпринимательской деятельности.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ (ПРИМЕР)
№ п/п | Область сравнения | “Вы” | Конкуренты | ||
А | Б | В | |||
1. | Месторасположение | 5 | 4 | 2 | 5 |
2. | Материально-техническая база (компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные средства и др.) | 4 | 5 | 4 | 3 |
3. | Система связи (тел./факс, Интернет и др.) | — | — | 5 | 4 |
4. | Разнообразие предлагаемых образовательных услуг | 5 | 5 | 5 | 5 |
5. | Реклама | — | 4 | 5 | 5 |
6. | Имидж | 5 | — | 5 | — |
7. | Команда управления | 3 | 5 | 4 | 5 |
8. | Профессионализм персонала | 3 | 4 | 5 | 5 |
9. | Финансово-экономические условия деятельности | 5 | — | 5 | — |
10. | Качество | 5 | 4 | 5 | 4 |
11. | Уникальность | — | 5 | — | — |
12. | Многовариантность использования | — | — | — | 5 |
13. | Степень инновационности | 4 | — | 5 | — |
14. | Цены | 5 | 4 | 3 | 5 |
15. | Структура скидок цен на услуги | 4 | 5 | 4 | 5 |
16. | Уровень оплаты труда + социальные льготы | 4 | 5 | 4 | 5 |
17. | Количество потенциальных покупателей | 5 | — | 4 | 5 |
18. | Платежеспособность потребителей | 2 | 5 | 3 | 4 |
19. | Выгоды потребителей от услуг | — | 4 | 5 | — |
20. | Гибкость перехода к новым услугам | — | 5 | 3 | — |
21. | Потенциальные благотворители | 5 | 1 | 4 | 5 |
Особые преимущества услуг | 5 | — | — | 5 | |
Общее количество баллов: | 65 | 62 | 81 | 74 |
Одним из важнейших элементов раздела “План маркетинга” является ценообразование.
- Себестоимость услуги.
- Цены конкурентов на аналогичную услугу.
- Уникальности видов услуг.
- Спроса на данную услугу
Раздел “Финансовый план” помогает провести анализ экономического состояния ОУ на данный момент времени и обосновать реальность достижения его целей в будущем. Он также может быть использован как эффективный инструмент контроля. Основой такого действенного контроля является бухгалтерская система отчётности. Приступая к организации платных услуг необходимо найти компетентного и достаточно опытного бухгалтера, который сможет организовать адекватную систему бухгалтерского и налогового учёта.
Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и рассчитывается на основе прогнозов объёма реализации образовательных услуг.
Финансовый план включает несколько основных документов:
План-отчёт о доходах и расходах (с помощью планов-отчётов рекомендуется провести анализ самоокупаемости осуществляемых услуг). Если опрос на данную платную образовательную услугу меньше, чем объём, обеспечивающий безубыточность, то “производство” этих услуг, определённых бизнес-планом, не будет самоокупаемым.
План-отчёт о движении денежных средств – это документ, позволяющий оценить, сколько средств нужно вложить в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени (т.к. в этой сфере экономической деятельности ОУ может быть “мёртвый сезон” — лето, каникулы). Главная задача анализа денежных потоков – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, что особенно важно в условиях требований главы 25 НК РФ о налоговом учёте.
Таким образом, предложенная схема разработки бизнес-плана служит целям анализа эффективности экономической деятельности ОУ на примере платных образовательных услуг.
Проблемы эффективного бизнес планирования в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
В статье рассматриваются проблемы реализации функции планирования в образовательных организациях, связанные с недостатками профессиональной подготовки руководителей системы образования, с принятыми методами планирования, отсутствием требований к достижению планируемых результатов деятельности образовательной организации, определено пять групп обязательных критериев, обеспечивающих эффективность планирования.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гараева Л. Т.
Перспективы планирования процесса обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования
The article discusses the problems of the implementation of the planning function in educational organizations, associated with the shortcomings in the professional training of the leaders of the educational system, with the adopted planning methods, the lack of requirements for achieving the planned results of the educational organization, five groups of mandatory criteria are determined that ensure the effectiveness of planning.
Текст научной работы на тему «Проблемы эффективного бизнес планирования в образовании»
Гараева Л. Т., магистрант 3 курса, Московский финансово-промышленный университет, Россия г. Москва
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации функции планирования в образовательных организациях, связанные с недостатками профессиональной подготовки руководителей системы образования, с принятыми методами планирования, отсутствием требований к достижению планируемых результатов деятельности образовательной организации, определено пять групп обязательных критериев, обеспечивающих эффективность планирования.
Ключевые слова: функция планирования; планирование развития образовательной организации; компетентность руководителей системы образования; критерии эффективного планирования развития.
Abstract: The article discusses the problems of the implementation of the planning function in educational organizations, associated with the shortcomings in the professional training of the leaders of the educational system, with the adopted planning methods, the lack of requirements for achieving the planned results of the educational organization, five groups of mandatory criteria are determined that ensure the effectiveness of planning.
Key words: planning function; educational development planning; competence of educational leaders; criteria for effective development planning.
Современными исследователями предложены различные модели современных социально-экономических взаимодействий: экономика знаний,
человеческий капитал, новое индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество и др. Все эти концепции не ставят своей целью зафиксировать окончательное состояние современного общества, а имеют своего рода переходный характер, который в нашей стране был ещё в большей степени усилен сменой политической системы. Изменения в политической системе, либерализация и диверсификация экономики стали основными факторами формирования рынка образовательных услуг. С развитием институтов частной собственности и предпринимательства появились условия для появления сегмента потребителей образовательных услуг в сфере бизнес-образования, которая по определению не могла существовать в условиях административно-командной экономики [1].
Сегодня политические, социально-экономические и культурные изменения приводят к пересмотру общественного значения профессионального образования. В недалеком прошлом важнейшим считался социальный аспект, повышение интеллектуального и образовательного уровня нации, развитие граждан, стимулирование их активной позиции. Сегодня профессиональное образование рассматривается, как один из важнейших факторов инновационного развития и экономической конкурентоспособности государства. В то же время развитие профессионального образования в целом и отдельных образовательных структур необходимо рассматривать в региональном контексте, поскольку современные учебные заведения являются достаточно мощными бизнес-структурами, влияющими на региональные экономики и конкурирующие между собой в соответствующих отраслях [2].
Большинство современных планов, которые внедрены в систему образования, как правило, отражают систему советского периода. При этом, следует отметить, что существуют современные «Программы развития. », «Перспективные программы», многие руководители учебных заведений прошли курсы по менеджменту, но на практике эффективного управления образовательной организацией до сих пор недостаточно.
Такое явление считается системным. Поэтому может существенно снизиться оценка эффективности деятельности руководителей системы образования, а также установления нового формата обучения. Отсюда следует рассмотреть критерии, которые помогут решить выше обозначенную проблему, которая существует в бизнес-планировании в сфере образования [5].
Мы сделали анализ нарушений, которые существуют на данный период времени в управленческой практике образовательных организаций.
Итак, критерии оценки следует подразделить на две группы. К первой группе следует отнести:
• Анализ состояния внешней среды и показатели эффективной организации образовательного процесса.
Результат анализа должен определить выводы о том, какого направления развития организации следует придерживаться. На основании данного анализа пересматриваются приоритеты, потенциал образовательного учреждения.
Если рассматривать текущие положение дел, то существующий анализ образовательной деятельности показывает сбор статистических данных о материально-техническом оснащении организации, кадровом составе, введённых программах, данные о микрорайоне.
В данном анализе представлены знания методов SWOT-, PEST-анализ, но при этом использование данных методов не ведет к достижению тех целей, которые эти методы преследуют.
Аналитическая часть, полученная из данных методов, как правило не заканчивается выводами. Единственный вывод, который может быть — это констатация уровня материально-технического, кадрового обеспечения и оснащения программного, которое существует в образовательном учреждения, результат полученных знаний обучающихся [6].
Статистические данные не дают возможность разглядеть проблему, а ведь именно скрытые проблемы являются объектом в бизнес-планировании образовательной деятельности. Решив и устранив данные проблемы, можно существенно улучшить развитие образовательной организации.
Если внимательно изучить отчет, который подается администрацией того или иного образовательного учреждения, то можно сделать вывод, что акцент ставится на только те проблемы, которые руководство образовательного учреждения хочет увидеть. А ведь, существует ряд других, которые относим ко второй группе:
• Дополнительные услуги не востребованы, так как существует проблема низкого спроса.
Ведь отчет не составляется с формулировкой: «образовательная среда не способствуют формированию здорового образа жизни у учеников», а составляется с формулировкой: «большой % учащихся имеют хронические заболевания». Это совершенно разные формулировки одной и той же проблемы здоровья.
Вторая формулировка подразумевает простую констатацию. А в первом случае — это выявление проблемы, которую нужно учитывать при бизнес-планировании образовательного учреждения. Если говорить про вторую группу критериев, то здесь целесообразно формулировать цель из проведенного анализа, при этом, важно, чтобы цель принципиально отличалась о той, которая была поставлена в предыдущем периоде.
Большинство документов, которые были проанализированы, имеют цель, но результаты далеко не связаны с целью. Это является типичной ошибкой. Анализ существует отдельно.
Планы и результаты их выполнения — не отличается индивидуальностью. Хотя, образовательные организации имеют разные параметры:
Все это различно. Отсюда, цели и задачи у образовательной организации не могут быть одинаковыми и схожими. Таким образом, можно сделать абсурдные аналитические выводы. Развитие школы, например, будет среднестатистическим, качество дошкольной программы ухудшается, дети в учебных заведениях запущены, здоровье у них достаточно слабое. Тем самым, они с трудом осваивают школьную программу, участников олимпиад достаточно малое количество. Что говорить, ведь последние 5-10 лет планы копировались из года в год. Теперь, руководители стали следить за новизной целей и задач в образовательных учреждениях. Но, при этом, следует отметить тот факт, что выполнение целей проверить практически не представляется возможным. Проблема кроется в завуалированных формулировках. Например, таких: «создание комфортной среды», «развитие умственных и творческих возможностей учеников», «развитие нравственных качеств».
Как проверить достижение данных целей? Или вот, пример формулировок целей для университетов: «формирование современного университета, который сопоставим по своим образовательным, инновационным параметрам с ведущими зарубежными университетами, способность вносить заметный вклад в кадровое и научное обеспечение развития ключевых секторов».
Если первую часть формулировки еще можно как-то сопоставить, то развитие ключевых секторов — имеет очень большую погрешность. Очень сложно измерить степень достижения цели. Можно сделать вывод о том, что цели формируются таким образом, что их нельзя достичь. Можно сказать, что цели формируются по принципу «объять необъятное».
Таким образом, чтобы реализовать и увеличить эффективность во второй группе критериев, следует переформулировать цели и задачи образовательной организации таким образом, чтобы они были конкретны, а тогда можно будет сравнить и проанализировать то, каких результатов достигли обучающиеся [7].
Подводя итоги в нашем анализе, следует сделать вывод о том, что проблемы реализации бизнес-планирования в образовании — имеет (по
объективным причинам) низкий уровень эффективности. Такой низкий уровень эффективности бизнес-планирования объясняется тем, что существуют такие факторы как:
• управленческая компетентность органов управления образовательной организацией.
• профессиональный рост кадрового состава, экономические.
Устранение субъективных причин недостаточно эффективного планирования в системе образования лежит в сфере грамотно выстроенной системы профессионального обучения, переподготовки действующего руководящего состава, т.е. лежит в зоне ответственности самой системы образования. Несмотря на то, что содержательный и методический уровни российского профессионального образования по-прежнему высоки, остается очевидным целый ряд проблем организационного характера, и в первую очередь — неэффективность процессов бизнес планирования, что препятствует решению задачи повышения качества образования [4]. Изменение данных подходов поможет унифицировать относительную оценку различных образовательных программ. Следующей важной целью является обеспечение мобильности обучающихся и реализация принципа непрерывности профессионального обучения через обеспечение соответствия и преемственности программ различных образовательных структур, отвечающим текущим потребностям различных отраслей народного хозяйства [3]. Устранение указанных проблем должно автоматически привести и к адекватному взаимодействию образовательных организаций с факторами внешней среды.
Ким Л.Г. Проблемы управления на рынке образовательных услуг// экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2014. №1.
2. Ким Л.Г., Тюрев В.К. Образование — важнейший фактор инновационного развития// Вестник ИжГТУ им. М.Т.Калашникова, 2013. № 4(60). С.68-70.
3. Ким Л.Г., Тюрев В.К. Специфика деятельности образовательных структур в сфере профессионального образования// Вестник ИжГТУ им. М.Т.Калашникова, 2013. № 2(58). С.36-39.
4. Матвеева С.Л., Ким Л.Г. Современное состояние бизнес-образования // в сборнике: Гуманитарные и естественные науки 2016 Российский университет кооперации, Ижевский филиал. Уфа, 2016.С.94-101.
5. Медведева Н.В. Индикаторы достижения целей в системе образования: проблемы формирования и измерения // За качественное образование — Материалы II Всероссийского форума, 2018. С. 86-95.
6. Швецов А.Н. Стратегическое планирование по-российски: торжество централизованного бюрократического выбора // ЭКО. 2018. №8. С. 114-127.
7. Ярулов А.А. Интегративный подход к планированию успешной деятельности образовательной организации // Школьное планирование. 2018. №1. С. 3-62.
Тема 3.. Бизнес-план образовательного учреждения
Рыночные механизмы устанавливают рамки деятельности любого образовательного учреждения. Но между тем как одни образовательные учреждения развиваются и становятся действительно привлекательными и известными, богатыми, другие вынуждены закрываться. Причина этого – неодинаковое умение руководителей адаптироваться к условиям, задаваемым рыночной средой, и выбрать правильную политику образовательного учреждения. Существуют определенные правила грамотной организации коммерческой деятельности, которые и реализуются при составлении бизнес-плана.
Бизнес-план – это описание основных аспектов, с которыми сопряжена реализация нового коммерческого проекта.
Бизнес-план помогает решить четыре основные задачи:
— изучить емкость и перспективы развития будущего рынка;
— оценить необходимые затраты, определить потенциальную прибыльность будущего образовательного учреждения;
— обнаружить все возможные риски, подстерегающие новое образовательное учреждение в первые годы его реализации;
— установить показатели, по которым можно будет определять состояние своих дел.
Составлять бизнес-план рекомендуется на 3 – 5 лет вперед. Но в отечественной практике возможность надежного прогнозирования намного ниже, и потому достаточно составления бизнес-плана на 2 года вперед и в разбивке по кварталам.
Первый раздел бизнес-плана называется обычно «Обоснование выбора товара или услуги». Здесь необходимо объяснить причины выбора тех услуг или товаров, которые вы хотите предложить на рынок, чтобы получить высокие доходы. Задача, увы, ставится именно так, а не просто «предложение нового товара или услуги». Вложение денежных средств и ресурсов всегда делается ради получения доходов больших, чем при иных альтернативах инвестирования.
Наиболее глубоким подходом является обеспечение себе устойчивой конкурентоспособности.
Конкурентная борьба определяется пятью основными факторами:
— соперничество между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров/услуг;
— стремление фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей;
— возможность и степень легкости появления на рынке новых конкурентов;
— рыночная сила и крепость позиций в переговорном процессе, которой обладают поставщики сырья и комплектующих изделий;
— рыночная сила и крепость позиций в переговорном процессе, которой обладают покупатели готовой продукции.
Далее нам нужно выбрать тип конкурентных преимуществ, которые будут использоваться для достижения успеха на рынке.
Существует два основных типа конкурентных преимуществ:
Чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, фирма должна организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром – от его конструкторской проработки до продажи конкретному покупателю.
Для обеспечения этого типа конкурентного преимущества необходимо научиться искусству выделяться в толпе конкурентов и предлагать покупателям товар, заметно отличающийся:
а) высоким уровнем качества при стандартном наборе свойств товара или услуги
б) или нестандартным набором свойств товара или услуги, реально интересующих покупателя при стандартном или повышенном качестве товара в целом.
Допустим, мы взвесили все «за» и «против» и выбрали то круг товаров или услуг, которые будем предоставлять. Теперь надо убедить в правильности своего выбора будущих читателей бизнес-плана. Для этого необходимо предельно точно ответить в бизнес-плане на следующие вопросы:
1) какие потребности призван удовлетворить ваш товар (продукт или услуга)?
2) что в нем особенного и почему потребители будут предпочитать его товарам (услугам) ваших конкурентов?
3) сколь долго этот товар будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций)?
4) какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности вашего продукта или технологии?
Отвечая на эти вопросы, необходимо четко охарактеризовать:
— основные качественные характеристики вашего товара
— преимущества его дизайна
— особенности упаковки, в которой он будет продаваться
— организацию сервиса вашего товара (если это техническое изделие).
Хорошо приложить к данному разделу фотографии товара или оказываемой услуги.
Второй, и самый важный раздел бизнес-плана называется «Оценка рынка сбыта». Обычно это 5-6 страниц. Готовя их, нужно собрать и обработать как можно большее количество информации, на основе которой готовится прогноз продаж (количественная величина продаж определенного вида товаров и услуг фирмы конкретной группе покупателей в течение четко указанного периода времени при утвержденном плане маркетинга). Прогноз должен быть обоснован, должна быть доказана его устойчивость в определенном диапазоне изменений.
Разработка прогноза сбыта обычно начинается с прогноза развития отрасли, к которой принадлежит фирма.
Опираясь на прогноз развития отрасли и максимальную оценку своих производственных и маркетинговых возможностей, фирма затем делает прогноз потенциального сбыта – идеальной верхней границы возможного сбыта при наилучшей комбинации всех факторов.
Самые первые сведения, которые нам потребуются – кто будет покупать товары.
Прогноз сбыта всегда следует начинать с определения того сегмента рынка, где фирма может добиться успеха.
Процедуру сегментации можно представить как последовательный поиск ответов на стандартный набор вопросов. Например:
1) Кто может покупать товар/услугу? Промышленные предприятия или частные лица?
2) Если это промышленные фирмы, то какой отрасли будут покупать ваш товар/услугу?
3) Фирмы и предприятия какого размера будут вашими наиболее вероятными покупателями?
4) Где географически будет расположен ваш основной рынок сбыта?
Здесь же, в оценке рынка сбыта, нужно составить план маркетинга (комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка. М. призван приспособить производство к требованиям рынка). В плане маркетинга раскрывается информация по стратегии и тактике достижения целевых мест и доли на рынке: общая стратегия маркетинга, принятая на фирме; конкурентные преимущества и недостатки фирмы на рынке, методы стимулирования роста объемов продаж; методы и формы рекламной кампании; связи с общественностью и формирование общественного мнения о продукции и фирме; организация послепродажного обслуживания клиентов; сервисное и гарантийное обслуживание, если оно подразумевается.
План сбыта включает ценовую политику, методы и схему ценообразования и установления гарантийного срока, формы организации сбыта, схему реализации товара, условия оплаты, политику скидок и политику определения уровня запасов.
Что касается производства, главное – убедить потенциальных инвесторов, что организация будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки, то есть организовать эффективное производство. Обычно производственный план включает в себя описание следующих процессов: 1) снабжение (обеспечение); 2) технологический цикл; 3) обслуживание оборудования; 4) возможности совершенствования технологии.
Следующим пунктом является «Организационный план». Здесь описывают, как будет организован проект. В разделе указываются: форма организации проекта; полномочия и функции участников проекта; организационная структура проекта (фирмы); функциональная структура; штатное расписание и потребности во временной рабочей силе; стимулирование и мотивация персонала; описание бизнес-процессов; распределение бизнес-процессов по юридическим лицам; формируемый имидж, миссия и общественное мнение; информационная структура проекта (фирмы); система управления и регулярное управление проектом (фирмой); организация инфраструктуры (организация обеспечения).
Описание окружения, факторов, рисков и нормативной информации осуществляется по трем уровням: ситуация в стране, региональная ситуация, местная ситуация. В рамках каждого уровня описывается ситуация в экономической, политической, социальной, законодательной и экологической сферах. Не затрагивающие проект аспекты могут быть опущены. В данном разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.
Далее идет пункт «Финансовый план». Это самый важный раздел бизнес-плана, предназначенный для оценки потенциала организации и планирования ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности фирмы и эффективного использования имеющихся денежных средств.
В финансовом плане рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности организации и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
Цель финансового плана – сформулировать и представить всеобъемлющую систему плановых данных, отражающих финансовые результаты деятельности компании.
При составлении финансового плана первостепенное значение имеет достоверность предоставляемых данных. Качество исследований непосредственно отражается на точности планово-отчетных показателей. Поэтому столь важно в ясной и сжатой форме изложить все материалы, которые послужили основой отчетных документов, содержащихся в финансовом плане.
Однако в нашей стране, да и во всем мире финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется неопределенностью. Поэтому имеет смысл рассмотреть в финансовом плане несколько сценариев развития компании, даже если не все они будут включены в окончательный вариант плана.
Инвестор или будущий партнер может изучать документ месяцами. За это время могут произойти события, которые способны оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы. Поэтому для того, чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, важно периодически возвращаться к содержанию финансового плана и корректировать его по мере необходимости.
Основные элементы финансового плана:
— план прибылей и убытков
— план движения денежных средств
Величина отчетного периода обычно зависит от обстоятельств: одни выбирают в качестве такого периода год, другие квартал или месяц.
Частью финансового плана или отдельным разделом может быть раздел стратегии финансирования, или план инвестиций. При составлении этой части бизнес-плана рассматриваются такие вопросы как: средства, необходимые для реализации предполагаемого проекта; источники инвестиций; сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реализации проекта.
В разделе «Оценки риска и страхования» освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие части: перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого; организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков; программа страхования от рисков.
Предпочтительно, чтобы раздел содержал расчеты всех существующих рисков и экспертное мнение специалистов. В дополнение можно приложить обзоры рынка, статьи и информационные бюллетени, содержащие информацию касательно рисков.
Последний пункт – календарный план – является итоговой формой представления информации о проекте, которая характеризует проект с точки зрения управления им как проектом.
Источник https://urok.1sept.ru/articles/419258
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-effektivnogo-biznes-planirovaniya-v-obrazovanii
Источник https://studopedia.ru/2_52036_tema-.html