ЦБ объяснил правила отказа от дополнительных услуг по кредиту — Ведомости

 

Письмо АРБ Председателю Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э. С. «Об определении категории потребительского кредита»

Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков — членов АРБ по вопросу составления отчетности по форме 0409126 «Данные о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских кредитов (займов) в процентах годовых», предусмотренной Указанием Банка России от 08.10.2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (далее – Указание № 4927-У).

Согласно пункту 5 установленного Указанием № 4927-У Порядка составления и представления отчетности по форме 0409126 «Данные о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских кредитов (займов) в процентах годовых» (далее — Порядок) отчетность по форме 0409126 «Данные о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских кредитов (займов) в процентах годовых» (далее — Отчет) заполняется кредитной организацией по категориям потребительских кредитов (займов).

По строке 5 Отчета отражаются потребительские кредиты (займы), индивидуальные условия предоставления которых предусматривают получение заемщиком на свой банковский счет, открытый у кредитора, заработной платы, иных регулярных выплат, начисляемых в связи с исполнением трудовых обязанностей, и (или) пенсий, пособий и иных социальных или компенсационных выплат (пункт 5 Порядка).

В связи с этим можно сделать вывод о том, что содержание индивидуальных условий договора потребительского кредита определяет необходимость отражения сведений о соответствующем потребительском кредите по строке 5 Отчета.

В этой связи возникает вопрос о правильности позиции, согласно которой,

если договор потребительского кредита (в том числе индивидуальные условия такого договора) не содержит условий, предусматривающих получение заемщиком на свой банковский счет, открытый у кредитора, заработной платы и иных регулярных выплат, начисляемых в связи с исполнением трудовых обязанностей, и (или) пенсии, пособий и иные социальных или компенсационных выплат, и

если условия договора потребительского кредита (в том числе индивидуальные условия такого договора) не изменяются в зависимости от факта открытия или закрытия заемщиком счета для перечисления указанных выплат (не увеличивается процентная ставка, не возникает право кредитной организации на досрочное истребование кредита или на взыскание неустойки и т. п.), то

кредит не подлежит отражению по строке 5 Отчета, поскольку он должен быть отражен по иным строкам (независимо от наличия у заемщика открытого у кредитора счета для перечисления указанных выплат).

На основании вышеизложенного для верного определения категорий потребительских кредитов при формировании предусмотренной Указанием Банка России от 08.10.2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» отчетности по форме 0409126 «Данные о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских кредитов (займов) в процентах годовых» просим Вас высказать мнение Банка России о правильности вышеуказанной позиции.

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения действующих нормативных правовых актов.

ЦБ объяснил правила отказа от дополнительных услуг по кредиту

Банки не должны отказывать клиенту в возврате денег за дополнительную услугу, навязанную при получении кредита, если он не предоставил документы, которые могут подтвердить наличие или отсутствие причины для отказа банка вернуть деньги. Такое разъяснение банкирам дал Банк России, следует из его ответа в Ассоциацию российских банков (АРБ), с которым ознакомились «Ведомости».

С 30 декабря заработают поправки в закон о потребительском кредите, они дадут заемщику право отказаться от дополнительных услуг, навязанных вместе с кредитом. Период охлаждения составит 14 календарных дней и будет распространяться на любые дополнительные услуги (юридическое сопровождение, консультации, телемедицина и др.), если заемщик был вынужден приобрести их вместе с получением кредита. Клиент сможет вернуть уплаченные за услугу деньги за вычетом фактически понесенных расходов на ее оказание к моменту отказа. Для этого надо будет обратиться с заявлением к поставщику услуги (кредитору или третьему лицу). На его рассмотрение дается семь рабочих дней. При отказе третьего лица в выплате заемщик вправе требовать у банка вернуть средства – он будет обязан выплатить деньги или сообщить об отказе с обоснованием причин.

У банков есть несколько причин для отказа возвращать деньги за дополнительную услугу: у банка есть информация, что гражданин ее не оплатил, третье лицо уже вернуло деньги, услуга была полностью оказана до заявления об отказе или же заемщик пропустил сроки обращения в банк или к третьему лицу для оформления возврата.

Но обязанности заемщика предоставлять банку документы, подтверждающие существование/отсутствие факта для отказа, закон не устанавливает, пишет ЦБ. Отказ банка возвращать деньги заемщику из-за непредоставления последним подтверждающих документов ЦБ счел противоречащим закону. Более того, банки сами должны получать у третьих лиц информацию, подтверждающую их право не возвращать заемщику средства, или данные, необходимые для расчета итоговой суммы возврата. Условия информационного обмена между кредитором и третьим лицом могут устанавливаться на договорной основе, пишет ЦБ.

Заемщик не должен предоставлять информацию или документы, связанные с оказанием ему допуслуг третьими лицами, кроме даты обращения, жаловались ЦБ банкиры в письме АРБ. Но установленные сроки (семь рабочих дней) рассмотрения требования заемщика о возврате денег могут быть недостаточны для проверки достоверности информации, связанной с оказанием таких услуг. Именно поэтому, указано в письме АРБ, банки хотели бы получить право требовать подтверждающие документы, а в случае их непредоставления отказать в возврате денег.

В октябре прошлого года ЦБ и Роспотребнадзор направляли в финансовые организации информационное письмо, в нем регуляторы заявили о недопустимости включать в договор оказания дополнительных платных услуг условий, ограничивающих право отказаться от них или усложняющих процедуру отказа по сравнению с предусмотренным законом порядком.

За девять месяцев этого года россияне пожаловались на банки 107 200 раз. Общее число обращений снизилось на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет сокращения обращений по поводу кредитных каникул. Наибольшую долю среди жалоб традиционно составили вопросы потребительского кредитования – 32,4% от общего числа. При этом доля жалоб на навязывание допуслуг за год выросла на 2,5 п. п. до 11,7% (5171). Впрочем, больше всего граждане по-прежнему жалуются на взыскание долгов (25,4%) и проблемы с погашением (25,2%).

Новая норма может существенно сократить число поставщиков дополнительных услуг, доступных потребителю, сказал представитель ВТБ: с учетом разъяснений регулятора их круг будет ограничен только теми контрагентами, у которых есть договорные отношения с банком, а это приведет к удлинению процедуры выдачи кредита.

Сейчас все добросовестные участники договора защищены, считает директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов: клиент не обязан собирать документы для подтверждения того, что он не пользовался услугой, и банк при желании всегда может запросить информацию у компаний о предоставленных дополнительных услугах. Предположим, сказал Каганов, недобросовестный клиент воспользуется услугой, но сообщит банку, что не пользовался, и попытается вернуть деньги, банк проверит информацию и будет исходить из реальной ситуации.

ЦБ предложил ввести механизм самозапрета на выдачу кредитов: что это и как будет работать?

ЦБ предложил ввести механизм самозапрета на выдачу кредитов: что это и как будет работать?

Суть предложения ЦБ в том, что человек сможет устанавливать в своей кредитной истории специальный запрет на выдачу займов или кредитов. Это, по мнению Банка России, поможет обезопасить граждан от мошенников — снизить риск использования личных данных, включая копии паспортов, логины, пароли.

Как он будет работать

Гражданин должен будет обратиться в бюро кредитных историй и поставить специальную отметку «запрещаю выдавать мне кредит», говорит руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута:

«Это может быть запрет на выдачу только онлайн-кредита, чтобы не было мошенничества с интернет-займами. Либо полный запрет на выдачу кредита и займа».

То есть ограничения могут быть разные: по виду кредитора (банк или МФО), способу обращения (дистанционно или в офисе), а также на все или отдельные виды кредитов и займов.

Как банки узнают о запрете?

Банки и микрофинансовые организации перед выдачей кредитов и займов должны будут обращаться в бюро кредитных историй и проверять, есть ли ограничения у заемщика.

А если банк все же выдаст кредит на мое имя?

В сообщении Центробанка сказано: если, несмотря на действующий в кредитной истории самозапрет, банк все равно выдаст деньги, он затем не сможет требовать погашения долга.

Можно ли отказаться от самозапрета?

От самозапрета можно отказаться в любой момент, а затем установить заново столько раз, сколько необходимо. Нужно будет обратиться в любое квалифицированное бюро кредитных историй (в том числе через сайт «Госуслуги»), банк или МФО.

«То есть, если заемщик действительно решит сам взять кредит, он сможет снять ограничения и через два дня получить необходимые ему деньги», — говорит Михаил Мамута.

Почему деньги можно будет получить только через два дня?

Действия мошенника направлены на то, чтобы подчинить человека своей воле и ввести его в заблуждение, говорит Михаил Мамута. Разрыв в два дня — период охлаждения, может помочь жертве одуматься, понять, что она идет на поводу у мошенника.

Что говорят эксперты

Предложения Центробанка должны помочь в борьбе с кредитным мошенничеством, говорит Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству. Аналогичная мера действует в сфере недвижимости:

«Так, например, граждане имеют право зафиксировать запрет регистрационных действий с недвижимостью без их личного участия. Кроме того, определенное сходство есть и со сделками, где необходимо согласие супруга», — говорит эксперт.

Решение очевидно позитивное для клиентов, не желающих получать кредиты, считает Денис Саляхутдинов, основатель независимой финансово-консалтинговой компании DS Consulting. Но, по мнению эксперта, в остальных случаях существуют риски.

«Если клиент забыл, что устанавливал такую блокировку либо из-за системных ошибок она не была снята, придет отказ по заявке на кредит. Скоринговая система, в свою очередь, настроена таким образом: она видит, что было обращение к БКИ, был отказ, и автоматически снижает балл. Это может привести к отказу в выдаче кредита в будущем».

Ирина Калинина, адвокат, советник эксперта антикоррупционного комитета при президенте РФ, считает, что эта мера не спасет от мошенников.

«Если запреты можно будет снимать и устанавливать на «Госуслугах», то и мошенники смогут, — считает эксперт. — Такой закон был бы более действенным как обеспечительная мера: когда банки видят, что заемщик неблагонадежный или были неоднократные попытки мошенническим способом взять кредит, они могут обратиться в суд и поставить такой запрет».

n nttt nttt ntt nt»,»content»:»tt

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

Источник https://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_predsedatelyu_tsentralnogo_banka_rossiyskoy_federatsii_nabiullinoy_e_s-10308121/

Источник https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2021/11/16/896167-tsb-otkaza

Источник https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10967892

Вам может также понравиться...