Как открыть собственный автосервис, расчёт затрат и рентабельности бизнеса
Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
- автомойка;
- кузовной ремонт;
- шиномонтаж.
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
- Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
- СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
- Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
- Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
- шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
- диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
- кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
- автомойка.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Аренда помещения (1000 кв. м)
Оборудование и инвентарь
Дополнительное сырье, расходники и материалы
Заработная плата, 17 чел.
Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, продвижение, подготовку помещения и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.
Юридические вопросы
Сначала нужно выбрать организационно-правовую форму: ИП (физическое лицо) либо ООО (юридическое лицо).
При регистрации указываются коды ОКВЭД-2, основные из них:
- 45.3 «Topгoвля aвтoмoбильными дeтaлями, yзлaми и пpинaдлeжнocтями»;
- 45.20 «Teхничecкoe oбcлyживaниe и peмoнт aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв»;
- 45.20.3 «Moйкa aвтoтpaнcпopтных cpeдcтв, пoлиpoвaниe и пpeдocтaвлeниe aнaлoгичных ycлyг».
На часть работ не требуется получение лицензии. Например, мойка и смазочно-заправочные работы. Для контрольно-диагностических работ, окраски, ремонта тормозного управления, тонирования стекол и др. сертификация обязательна. Для нормальной работы СТО должно получить нужные разрешения. Полный список услуг, подлежащих сертификации, указан в ОКУН.
Необходимо получить разрешения от Пожарной службы, Санэпидстанции.
Правила аккредитации
Если запланировано открытие автосервиса с пунктом техосмотра, потребуется получить аккредитацию от государства.
Правила аккредитации станции тех. обслуживания указаны ниже.
1. Наличие сооружений и средств, необходимых для технического диагностирования.
2. Возможность для передачи сведений о результатах проведенного ТО в единую автоматизированную систему.
3. Наличие не менее одного технического эксперта.
Для получения аккредитации необходимо иметь достаточные материально-технические ресурсы и разобраться во множестве нормативных актов. Чтобы запустить такую СТО, потребуется не менее 4-6 месяцев. За это время нужно получить все документы и разрешение от государства (РСА), закупить и монтировать технику, трудоустроить технический персонал, включая дипломированного специалиста, создать систему документирования и передачи данных.
Выбор помещения
Для открытия мультифункционального автосервиса потребуется площадь в 800-1000 кв. м. Кроме рабочих, складских и административных помещений, полезно оборудовать место для небольшого кафе, где клиенты смогут отдохнуть, купить напитки и закуски.
Выбирать помещение нужно исходя из требований СЭС:
- минимальное расстояние до жилых домов, общественных зданий, водоемов – 10-50 м;
- наличие всех систем коммуникации (водоснабжения и канализации, вентиляции, отопления, электричества, освещения);
- оборудовать раздевалку для персонала, душевую и санузел;
- при отделке рабочего пространства использовать мacлoбeнзocтoйкие мaтepиaлы;
- смотровую яму и 2/3 стены (от пола) выложить керамической плиткой либо масляной краской;
- пол выложить кафельной плиткой.
Нюансы расположения СТО
Где выгодно разместить автосервис?
Во-первых, в местах вблизи основных автотрасс и магистралей. Здесь больше поток автомобилей, то есть выше вероятность притока новых клиентов. Грамотное расположение рекламы в таких местах обеспечит высокую посещаемость.
Во-вторых, вблизи автозаправок. Сервис в таком месте будет привлекать внимание водителей. Можно сотрудничать с заправкой, использовать ее для продвижения своей СТО.
В-третьих, поблизости или непосредственно в гаражных комплексах, где высока плотность автомобилей и потенциальных клиентов.
В-четвертых, недалеко от мегамолов, больших торговых центров и т.п. Можно даже договориться использовать часть территории автостоянки ТЦ для создания СТО.
Полезно выбирать локацию поблизости от крупных транспортных узлов, где нет конкурентов (в непосредственной близости). У автосервиса нужно оборудовать паркинг.
Оборудование
В СТО закупается техника, необходимая для оказания всего перечня ремонтных услуг:
- диагностический стенд с компьютерным оборудованием, сканером;
- стенд для регулировки развал-схождения с датчиками;
- шиномонтажное оборудование;
- сварочное оборудование;
- мотор-тестер;
- оборудование для рихтовки;
- краскопульт;
- подъемники;
- домкраты и др.
Подготавливается весь необходимый ручной инструмент, расходные материалы, рабочая униформа и средства индивидуальной защиты.
Потребуется оборудование для офиса, кассовый аппарат, мебель (включая зону ожидания). Полезно закупить специальное программное оборудование для организации всех видов учета, контроля процесса ремонта каждого автомобиля.
С указанным оборудованием можно открыть многофункциональный автосервисный центр. Примерная стоимость составит 10 млн руб.
Поиск поставщиков запчастей
Каждый клиент ожидает, чтобы его автомобиль привели в порядок как можно быстрее. Однако автодеталей очень много, и запастись ими всеми практически невозможно. Значит, остается один выход – брать конкретную деталь под заказ. Для этого потребуется надежный поставщик, у которого есть нужная продукция, и который может ее доставить в оперативные сроки.
Во-первых, рекомендуется иметь собственный запас ходовых автодеталей и частей. Это позволит разрешить большинство ситуаций быстро.
Во-вторых, следует грамотно выбрать поставщика. Это может быть локальный магазин и/или крупная федеральная сеть. Полезно наладить контакт с поставщиком запчастей без лишних посредников.
В-третьих, нужно сотрудничать со службами доставки. Конечно, это дополнительные деньги, но их можно вписать в счет клиента.
Персонал
Для открытия предприятия потребуется различный персонал. Рабочий коллектив будет состоять из:
- автомехаников;
- мотористов;
- шиномонтажников;
- кузовщиков;
- маляров;
- сварщиков;
- администратора для работы с клиентами;
- подсобных рабочих.
Услуги бухгалтера можно заказать по аутсорсингу в бухгалтерской конторе. Задачи маркетингового продвижения можно делегировать рекламным агентствам. Также нужно заказать охранные услуги в специализированной фирме.
Важно найти работников с высокой квалификацией; менее квалифицированные сотрудники должны делать ремонт под надзором более опытных коллег. К подбору персонала нужно отнестись очень серьезно.
Штат немаленький – состоит из 17 человек, возможно совмещение нескольких должностей одними специалистами. Фонд заработной платы составит около 500 тыс. руб.
Маркетинговый план и эффективные методы рекламы
Если СТО работает качественно, люди постепенно узнают об этом, и «сарафанное радио» сделает свое дело – клиенты сервиса будут рассказывать о месте своим знакомым, так и будет возникать своя клиентская база.
Однако на первом этапе для более активного привлечения новых людей, необходимо активно действовать в сфере маркетинга. Ниже кратко указаны несколько методов.
- Создание бренда со всеми атрибутами.
- Установка наружной рекламы, указателей на дорогах, в местах с высокой проходимостью, особенно недалеко от самого центра.
- Публикация объявлений в СМИ.
- Создание сайта и его продвижение в интернете, ведение группы социальных сетях, реклама на городских форумах.
- Партнерский маркетинг с автомагазинами, заведениями общепита и др.
Рентабельность и окупаемость бизнеса
Размер первоначальных затрат – 12,675 млн руб.
При расчете выручки будем исходить из средней по рынку динамики посещения СТО – 15-20 машин в день. Средний чек (без учета автомойки) составляет 3,5 тыс. руб. А также на мойке можно зарабатывать около 15 тыс. руб. в день (450 тыс. руб. в месяц).
Месячный оборот составит 2,025-2,55 млн руб.
Общий размер ежемесячных затрат 1,8 млн руб.
Чистая прибыль (в разработанном состоянии) – 225-750 тыс. руб.
При таком расчете автосервисный центр окупится за 1,5-4,5 года.
Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес идеи.
Сумма первоначальных инвестиций
Среднее количество клиентов в день
2,025-2,55 млн руб.
Чистая прибыль в месяц
Плюсы бизнеса
В условиях увеличения парка автомобильной техники идея открытия автосервиса представляется весьма перспективной. Несколько плюсов этого бизнеса:
- постоянный спрос на авторемонтные услуги (в широком смысле). За автомобилем нужно ухаживать, вовремя устранять неисправности. На российских дорогах машин, требующих ремонта, предостаточно;
- высокая наценка на услуги. Заработать можно даже с предоставления мелких услуг, а более серьезный ремонт часто обходится автовладельцам в круглую сумму;
- благодаря этому дело способно окупиться достаточно быстро;
- постоянные клиенты автосервиса – отличное «сарафанное радио» – они сами расскажут о качественном СТО своим знакомым, то есть внесут лепту в рекламу и продвижение.
Минусы и риски
Во-первых, квалифицированных работников найти непросто. Персонал, который занимается непосредственным ремонтом, должен хорошо разбираться в механике, эксплуатационных свойствах и рабочих процессах автомобилей. Любая ошибка во время ремонта приведет к проблемам для самого сервиса и его позиций на рынке, как минимум, или к более серьезной поломке, если не аварии.
Во-вторых, кроме того, чтобы найти путных работников, их еще нужно и удержать. Необходимо создать выгодные условия труда, в том числе обеспечить хорошей зарплатой. Все это дополнительные расходы, особенно, в начале работы.
В-третьих, высокая конкуренция. Чтобы привлечь клиентуру, придется приложить дополнительные усилия в рекламе и маркетинговом продвижении.
В-четвертых, сезонность. Сезон на услуги СТО открывается в начале осени и закрывается к середине весны. Летом спрос, хоть и остается, спадает до минимума.
Варианты развития бизнеса
Даже когда бизнес закрепится и начнет приносить постоянный доход, останавливаться на достигнутом не стоит.
Нужно следить за ситуацией на рынке и у конкурентов, анализировать их работу, цены, учитывать это при построении своей маркетинговой политики и предложения.
Продолжать работать возможно и без расширения бизнеса, но такой подход может привести к отрицательным последствиям в перспективе. Если не искать новых возможностей, их найдет и реализует кто-то другой, что может ослабить позиции автосервиса на рынке.
Несколько вариантов расширения:
- заняться торговлей, например, на территории СТО открыть небольшой магазин автозапчастей, смазочных материалов, спец. жидкостей и др.;
- открывать новые центры самостоятельно либо в партнерстве с другими СТО;
- предлагать услуги франчайзинга;
- расшириться до грузового автосервиса и др.
Фpaншизa aвтocepвиca
Для обладателей достаточного капитала можно пойти по более простому пути – взять за образец готовую бизнес-модель, открыв бизнес по франшизе.
Известные российские компании выступают в роли франчайзеров, и за установленную плату помогают начинающим предпринимателям в открытии автосервисов. Причем поддержка оказывается на всех этапах развития дела. Фактически предприниматель-франчайзи действует по разработанной специалистами пошаговой схеме и получает возможность работать под уже известным брендом. При наличии вопросов он может обратиться за поддержкой в службу поддержки франчайзера либо к личному куратору.
Схема привлекательная, но за нее нужно платить. Во-первых, внести единоразовый платеж, во-вторых, регулярно платить роялти (ежемесячные платежи), определенный процент от выручки. Естественно, при этом нужно иметь определенный объем стартовых инвестиций.
Услуги франчайзинга на российском рынке предлагают несколько компаний, выделим основные:
- «Белый сервис»;
- «Бош автосервис»;
- «Вилгуд»;
- «Ремик»
- Fit Service;
- KIA.
Подытоживая статью, можно сказать: чтобы ускорить окупаемость, нужна активная реклама. Чем быстрее люди узнают и оценят новый сервис, станут его постоянными клиентами, тем быстрее бизнес выйдет на ноль. Потому предпринимателю рекомендуется заранее увеличить суммы, которые будут направлены на маркетинг.
Приведенный в статье готовый бизнес план автосервиса доступен для бесплатного скачивания.
Как открыть собственный автосервис, расчёт затрат и рентабельности бизнеса
В любом транспортном средстве в процессе эксплуатации возникают различные технические неисправности. Владельцы автомобилей вынуждены искать качественный автосервис, в котором будут проведены диагностика и ремонт. Это всегда актуальная и востребованная сфера, поэтому открытие собственного автосервиса – выгодное предприятие с высоким потенциалом.
Распространенные виды автосервисов
Если вы рассматриваете идею открытия собственного сервиса по ремонту авто, для начала нужно узнать, какие существуют виды подобных организаций.
На сегодняшний день на рынке обслуживания транспортных средств наиболее востребованы:
- Авторизованные сервисы – предприятия узкой специализации, которые занимаются обслуживанием и ремонтом конкретной марки автомобилей. Как правило, они имеют официальный контракт с дилерами.
- Одиночные СТО – сервисы без аккредитации, отличающиеся многопрофильной направленностью и пользующиеся высоким спросом среди владельцев автомобилей.
- Сетевые варианты – фирменные автосервисы с развитой сетью СТО на территории какого-либо одного или даже нескольких регионов.
- Сервисы, оказывающие услуги в индивидуальном порядке. Такие сервисы могут не существовать как таковые. Это один человек или группа лиц, которые проводят ремонтные работы у себя на дому или с выездом на объект (обусловлено сложностью требуемых работ).
На данном этапе перед вами стоит самая главная задача – выбор вида автосервиса. Оптимальным вариантом считается одиночный автосервис. При правильном подходе у вас есть все шансы перевести бизнес в сетевой вариант.
Как выбрать место для будущего автосервиса
После того, как был определен вариант будущего сервиса по ремонту авто, нужно найти подходящее место расположения и подобрать помещение. Оптимальным вариантом может быть как спальный район населенного пункта, так и место рядом с автомагистралью.
При выборе места учитывают не только экономическую целесообразность и собственные предпочтения. Необходимо знать требования, предъявляемые СЭС:
- Помещение для автосервиса не должно относиться к категории жилого объекта недвижимости.
- Открытие автомастерских в общественных зданиях строго запрещено.
- Подключение инженерных сетей (канализация, водоснабжение, отопительная система, проточно-вытяжная вентиляция) – обязательное условие.
- Соблюдение расстояний (не менее 15 м от жилых домов и 50 метров от общественных объектов, например, детских школ, площадок, больниц).
- Наличие смотровой ямы.
- Нормированный уровень естественного освещения.
Для открытия собственного автосервиса рекомендуется использовать гараж, бывший производственный цех или ангар. Площадь помещения – около 250-300 кв. м, с учетом того, что штат сотрудников состоит из 4 человек. Для удобства размещения автомобилей заказчиков следует предусмотреть место парковки рядом с СТО.
Найденное помещение можно купить или взять в аренду. В последнем случае рекомендуется заключить долгосрочный контракт.
Варианты оборудования
Перед получением разрешения на ведение бизнеса следует провести тщательную подготовку помещения, убедиться в том, что все соответствует санитарным нормам.
Чтобы получить разрешение от санитарной службы, нужно выполнить следующие работы:
- Позаботиться о создании надлежащего уровня освещения (приобрести безопасные осветительные приборы).
- Выполнить отделочные работы для смотровой ямы и внутренних стен (рекомендуется использовать керамическую плитку, как оптимальный вариант).
- Выполнить напольное покрытие (предпочтительный вариант – метлахская плитка).
- Оборудовать санузел, установить душевые кабинки, чтобы работники могли следить за собственной гигиеной.
- Оборудовать рабочую зону (установить шкафы для рабочей и верхней одежды).
Дополнительное условие – разделение помещение на отдельные зоны:
- Комната для работников (чтобы обеспечить возможность для отдыха, переодевания).
- Зал для клиентов со всеми удобствами (мебель, телевизор, автомат с кофе).
- Рабочая зона, которую можно также разделить на несколько частей: для проведения диагностики, для крупных работ, для сварки, для рихтовки и т. д.
Минимальная площадь пространства для одного работника должна составлять на менее 5 кв. м.
Регистрация
После завершения подготовительных работ и обустройства помещений, можно приступать к процессу регистрации бизнеса. Выполните следующие действия:
- Выберите подходящую форму (ООО, ИП или другую);
- Обратитесь в орган пожарного надзора для получения специального разрешения;
- Обратитесь в СЭС для проведения проверки, получите разрешение на введение помещений в эксплуатацию с учетом их назначения;
- Заключите контракты с арендодателями, поставщиками услуг;
- Позаботьтесь об утилизации отходов.
Перечень предоставляемых услуг
После оформления всей документации следует задуматься о перечне услуг, которые будет предоставлять автосервис. Вначале рекомендуется выбрать лишь несколько наиболее приоритетных направлений. В дальнейшем список будет пополняться.
Самыми востребованными услугами сегодня являются:
- Автотюнинг;
- Подготовка транспортного средства к продаже;
- Шиномонтаж;
- Работы по ремонту кузова;
- Ремонт силового агрегата и его составных частей;
- Ремонтные работы ходовой;
- Ремонт и установка новых узлов и деталей;
- Диагностика с использованием компьютерного оборудования.
Какое оборудование понадобится
Чтобы сразу приступить к полноценной работе, нужно приобрести оборудование из списка:
- и воздушный компрессор;
- Наборы специализированных инструментов (с пневмоприводом, ручные);
- Шиномонтажное оборудование;
- Установка для балансировки;
- Сварочное оборудование;
- Устройства для промывки ТС;
- Стенд для развал-схождения;
- Оборудование для нанесения лакокрасочных изделий;
- Сканер для диагностики;
- Маслозаливочная установка;
- Рихтовочные станки и прочее.
Даже при недостаточном начальном бюджете не стоит отдавать предпочтение оборудованию с низкой стоимостью. Лучше производить закупку качественных систем поэтапно. Закупка дешевого оборудование – серьезные финансовые потери в ближайшем будущем.
Кроме оборудования вы нуждаетесь в различных запчастях и деталях. Потребуется заключить контракты с надежными поставщиками. На первых этапах можно работать по предзаказу. Спустя время вы будете иметь представление о потребностях клиентах, сезонных изменениях в спросе, осуществлять закупку основываясь на этих знаниях.
Подбор персонала
Успех сервиса по ремонту автомобилей напрямую зависит от квалификации автомехаников. Рекомендуется брать на работу специалистов, которые имеют положительные отзывы. Опытные механики быстро и качественно выполняют работу, имеют постоянных клиентов, которых смогут привести к вам.
Если вы планируете иметь довольно большой штат сотрудников, можно взять на работу нескольких студентов, учащихся по данной специальности. Поначалу их можно загрузить подсобной работой, в будущем они смогут выполнять задачи автослесарей, ушедших по тем или иным причинам.
Перечень сотрудников по специализации:
- Подсобники (2-3 человека);
- Механик;
- Специалист по двигателям;
- Электрик;
- Специалист по кузовному ремонту;
- Менеджер (если вы не возложите задачи этого сотрудника на себя).
Также вам требуется инженер по технике безопасности, поскольку с определенной периодичностью могут проводиться проверки. Для ведения счетов также нужен бухгалтер (можно использовать аутсорсинговые услуги или нанять человека на постоянную работу).
Оплата труда является фиксированной и не может быть менее минимальной согласно действующего законодательства. Рабочим следует выплачивать надбавку (30-50%) за успешную работу.
Ваши работники смогут выполнять внеплановые работы («шабашки») в нерабочее время. Предоставьте им помещение, чтобы они смогли обеспечить себя дополнительным заработком. Но делать это можно только в неотведенные для основной работы часы.
Расширение бизнеса
Грамотная рекламная кампания поспособствует повышению узнаваемости вашего автосервиса. Не рассчитывайте на то, что сразу после открытия СТО, к вам рекой потекут клиенты. Нужно подумать над грамотным рекламированием своих услуг.
- Поработать над фирменным стилем, заказать специальную рабочую форму;
- Разместить рекламу в интернете, местных СМИ;
- Создать веб-сайт автосервиса;
- Сделать визитки с основной информацией о сервисе и раздавать их клиентам.
Первоначальные затраты и окупаемость
Предлагаем ознакомиться с перечнем предполагаемых затрат, который поможет составить грамотный бизнес-план. В основу перечня положены средние расценки:
- Стоимость оборудования: 1 млн рублей;
- Затраты на оформление: 50 тыс. рублей;
- Стоимость аренды помещений: от 50 тыс. до 200 тыс. рублей в месяц;
- Подготовка помещений: около 100 тыс. – 200 тыс. рублей;
- Затраты на расходные материалы в месяц: 80 тыс. рублей;
- Рекламная кампания: около 200 тыс. рублей.
Реальные цены могут отличаться от указанных выше в зависимости от региона расположения автосервиса, выбранных оборудования и поставщиков, а также с учетом прочих нюансов.
В целом начальные затраты составят немного более 1,7 млн рублей.
Для открытия небольшого автосервиса с минимальным перечнем предоставляемых услуг можно ограничиться затратами в 1-1,5 млн рублей. Полнофункциональный автосервис сможет открыть только инвестор, имеющий бюджет в не менее чем 4 млн рублей.
Полулегальная аренда и резина за хорошую работу
Дария владеет автомастерской в Бирюлево, это спальный район Москвы. А еще ей 28 лет и она собирает двигатели.
Автомастерская от 150 000 рублей
У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.
Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей. Есть три типа автомастерских:
- мелкий ремонт. Меняем масло, колодки, сцепление, ГРМ, без кузовных работ. Из инструментов — максимум один подъемник и всякие ключи;
- ремонт конкретной марки. Такие сервисы обслуживают только, например, фольксвагены или порши;
- мультибренд — делаем всё и по всем маркам.
Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Я рассказываю о таких мастерских.
Гаражи под автомастерские находятся в промзоне, часто в окружении таких же мастерских или складов. Клиенты, которые ездят в гаражные мастерские, привыкли к видам. Это первый раз кажется, что ужас-ужас, а на самом деле — вид как вид, не хуже спальных районов
Самое дешевое — открывать автомастерскую с мелким ремонтом, а дорогое — с мультибрендом. Расходы есть разовые, а есть регулярные. Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти. Примерно может получиться так:
Платить ежемесячно
Аренда 10 м 2
Мои расходы: 200 м 2
умещается одна машина и подъемник
умещается три машины и четыре подъемника, есть малярка
до 15 000 ₽, зимой
до 18 000 ₽, летом
до 40 000 ₽, зимой
50 000 ₽ на одного
300 000 ₽ на пятерых
Орграсходы: мыло, бумага, пицца
Разовые расходы для открытия
Мелкий ремонт
Мультибренд
1 шт. — 100 000 рублей
4 шт. — 400 000 рублей
Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.
В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Обычно все получают процент от платежа клиента. Отремонтировал на двадцать тысяч рублей, у механика — процент с этих двадцати тысяч. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу.
Стоимость коммуналки зависит от сезона. Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.
Полулегальная аренда гаража
Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.
Мой выбор — гараж. На территории не так чисто, зато можно арендовать большую площадь и сэкономить при этом, а сэкономленные деньги пустить на хороших механиков и оборудование.
Гараж — коробка от десяти метров до бесконечности. Возможно, коробка никогда не была гаражом в прямом смысле слова, а там всегда кто-то что-то чинил.
Часть ремонтного зала. Здесь ремонтируем подвеску, устраняем вмятины, меняем части кузова. В мастерской есть малярка
Вот что надо знать о гаражах.
Внешний вид гаража не так важен. Я начинала работать в гаражной мастерской: гараж на 30 метров, два механика, чуть ли ни ведра место стульев, зато чинили без обмана. Поэтому уверена, что неважно, как выглядит мастерская. Если чинят хорошо, клиенты придут.
Аренда гаража — всегда полулегальная. Выкупить гараж под мастерскую невозможно, можно только арендовать. Повезет, если аренда по договору и арендодатель покажет хоть какие-то документы на право сдавать.
В Москве почти всеми гаражами под мастерские управляет ГСК — гаражно-строительный кооператив, это такой обмылок совка. Люди, которым вы будете платить за аренду, скорее всего, не имеют права на помещение. Они либо хорошие знакомые тех, кто поближе к ГСК, либо платят им комиссионные. За шесть лет на рынке не слышала, чтобы кто-то сдавал официально и со всеми документами.
В любой момент вас могут попросить съехать или платить больше. У меня не было проблем с арендодателем, но, кажется, просто повезло. Если арендодатель адекватный, его волнуют только деньги: платите без задержек, рядом с мастерской нет разборок — арендуйте сколько хотите. Если из-за мастерской появятся проблемы, аренда закончится. Я видела, как автомастерская выезжала со всем добром за два дня.
Гараж сложно искать через Авито или ЦИАН — один развод. Лучший способ — опросить автомастерские, где чините машину. Наверняка кто-то что-то сдает или вот-вот начнет.
Не страшно, если рядом другие автомастерские: конкуренты не мешают зарабатывать. Пропускная способность у гаражных мастерских небольшая, всегда будут клиенты, которым надо срочно поменять масло или выправить вмятину после аварии, а все заняты. В таких случаях одна мастерская отправляет к другой. Так хотя бы поможешь соседу, и он в следующий раз поможет тебе. Я была в промзоне, где 27 гаражей с ремонтом машин — и ничего, работают.
В помещении нужны туалет, душ, раковина. Даже если мастерская занимается мелким ремонтом, всё равно закладывайте место под воду. Пусть душ отделяет от ремзоны занавеска, а не плотная дверь — такой лучше, чем никакого.
Нефраст, бензин, масло, отработка окалина от сварки и всё что угодно может попасть в глаз, и тут — сразу вода, иначе останешься без зрения. Грязь с тела лучше отмывать после каждого ремонта, иначе клиенты разбегутся от запаха.
Полка в душе механиков: я за свой счет покупаю мыло, шампуни, зубную пасту. На случай происшествия лучше держать еще аптечку
Арендодатель может помочь с проблемами, а может плюнуть. Как-то у меня сгорела мастерская. Я тогда только искала помещение для себя и въехала на время в гараж, где была еще одна мастерская.
Пожар начался из-за соседей — второй мастерской, и он смёл половину моей, но арендодателю было всё равно. Сказал, что пока чинить не будет, и, если хотим, можем работать в таком помещении, если нет — можем выезжать.
Сейчас у меня другие договоренности с арендодателем. Если какое-то ЧП — пожар или полиция приехала — я первым делом иду к арендодателю, и он решает проблемы. У меня вывеска пропала, так арендодатель сделал новую и сам поставил.
Заранее непонятно, будет вступаться за тебя арендодатель или нет. Поэтому прежде чем заплатить, я час расспрашивала: а что будет в такой ситуации или такой. Обмануть всё равно могут, но хоть сошлюсь на разговор.
Рабочий день с девяти утра до часа ночи
Я работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, финансистом и секретарем. Если кто-то из механиков или маляров загулял и прямо сейчас надо заменить, я заменю.
Готовлю машину под покрас и счищаю ржавчину с кузова. Маникюр обновляю каждый день, иначе на руки страшно смотреть. Фотография Сергея Лютых
Мой рабочий день начинается в девять утра: просыпаюсь, проверяю вотсап и фейсбук, отвечаю и записываю клиентов. В мастерской я в десять. Сначала привожу в порядок клиентскую зону, потом составляю график работы и продолжаю отвечать на звонки.
В мастерской — мой кабинет, здесь готовлю план работы и составляю сметы клиентам. Чтобы ничего не пропустить, в мастерской есть камеры, один из экранов — в кабинете, так что я одним глазом смотрю, как дела в ремонтной зоне.
В среднем за час — девять обращений клиентов. Кто-то записывается, и я ставлю машину в расписание, кто-то уточняет цены или звонит поболтать. Для звонков у меня два номера: один висит на каждом углу, другой знают только близкие.
Просто записать клиента недостаточно — надо понять, сколько стоит ремонт, подходит ли цена клиенту и нам. Поэтому после звонка веду расчет и связываюсь с клиентом.
Обед — время заказывать запчасти и допуслуги. Почти все детали заказываю в «Авторуси». Отличный магазин, он привозит запчасти за четыре часа, а не завтра или на следующей неделе. Хотя могут, конечно, всё перепутать: заказывала передний суппорт, а привезли задний. Поэтому каждую коробку открываю и проверяю.
Заказы планирую в кабинете — это единственное место в мастерской, где можно подумать. Еще здесь уютно и удобно. Вот стоит банка от детской смеси «Симилак». Я не помню, кто ее принес, но сейчас там сахар для чая
Некоторые штуки покупаем отдельно. Например моющую жидкость, очищенный бензин для мытья коробки — для них нашла другую контору, там надежнее качество. Еще рядом есть магазин, такой жегулячий, беру простейшие инструменты.
Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет. Одна контора работает по будням, другая — еще в выходные. Я их чередую. Могу отдать на заказ манипуляцию с мотором, например шлифовку головки блока цилиндров. Заказы надо хорошо распределить по времени, чтобы не опоздать к клиенту и не переплатить за срочность.
Постоянно ищу партнеров. Например, нужны надежные и вменяемые по деньгам эвакуаторы, которые забирают машины клиентов и привозят к нам. А таких мало: начинают нормально, потом привозят с опозданием или машину царапают. Заставить платить нереально, поэтому сама оплачиваю покраску, если что.
Формально мастерская работает до восьми, но клиенты часто приезжают со срочняком под закрытие, поэтому задерживаюсь. Я не могу уйти до последнего клиента, потому что принимаю каждую машину и проверяю, всё ли сделано по списку и точно ли хорошо. Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.
«Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить»
Проверять ремонт научилась на своих машинах: у меня были жигули, и они ломались просто всегда, и в чужой мастерской. Сначала работала в мастерской над подхвате: ключи принести, масло заменить. Позже просила механиков показать ремонт двигателя и кузова и под конец научилась сложному ремонту. Я вижу, сделано как надо или нет.
Клиент привез машину с убитым капотом Ауди-80 1983 года:
Шкурим и покрываем капот грунтом. Для первого слоя выбираем кислотный грунт, он не даёт ржавчине прогрессировать.
Теперь хорошо видно вмятину, которую раньше не было заметно.
Кислотный грунт высох, мы облили капот обычным грунтом. Он помогает материалам лучше сцепляться.
Как только основной грунт высох, шпатлюем вмятины и дырки. Остается выровнять шпатлевку, подгрунтовать и переходить к покраске.
На следующий этап ушло два дня и два килограмма шпатлевки. Капот снова загрунтовали двумя видами грунта и часть покрасили.
Финальной фотографии не осталось, но клиент уехал довольным.
За обман — увольнение, пьянку можно простить
У меня пять постоянных сотрудников: два механика, электрик, маляр и его помощник. Под заказ вызываю еще одного механика, тонировщика или стекольщика.
Есть стажеры. Это ребята на подхвате: подают ключи, держат детали, в общем помогают по мелочи. Стажеров набираю без опыта, и чаще — после детского дома или армии: работы нет, друзей нет, непонятно, за что хвататься. В мастерской можно получить профессию — пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.
«В мастерской можно получить профессию, пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины»
Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Запой — это жесть. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.
У меня несколько способов борьбы. Могу выдать не всю зарплату, а только тысячу: добраться домой, поесть и вернуться. И так дня три. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. На тысячу особенно не выпьешь, и спорить со мной бесполезно, только увольняться.
Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же тысячу. Обычно говорю: «Налички нет, что было на карте — кинула жене». На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, и куда переводить деньги, если что.
Если вижу, что пришел пьяным или с похмелья, гоню домой. Готова положить отоспаться, но как придет в себя — пусть катится. Никакого похмелья в мастерской. День дома — дорого, за день десятку, бывает, заработаешь, и ребята это знают.
За драками слежу. То и дело начинается: «Кто взял мой инструмент?! Ты?!» — и давай, как дети. Когда слышу ругань, выхожу в ремзону, ну и объясняю на простом русском: «Мне плевать, чей там инструмент. Если потеряли, надо сказать, чего не хватает сейчас, и купить, а потом молча искать». Примерно так, только с матом.
Обычно разборки начинаются от усталости, поэтому слежу, чтобы больше шести дней подряд никто не работал. Хотя часто приходят и просят дополнительные смены — типа деньги нужны. Я редко соглашаюсь, предлагаю выдать премию, если быстро справятся с заказом.
Для инструментов готовы стеллажи и контейнеры, но есть тайная комната с бардаком, хотя мы находим в ней нужные детали за минуту
Нельзя на сто процентов быть уверенной, что ребята придут вовремя. Мастерская работает с одиннадцати до восьми вечера, ребята приходят когда как. Если заказов много, могут к семи утра прийти и начать работать. А могут проспать и завалить дело: через три часа клиент приезжает, при этом механик еще не явился. На случай опозданий у меня в телефоне десять механиков на подхвате.
В ремзоне висит расписание и задачи по машинам. В компьютер к себе забиваю подробнее, а ребятам такого хватает
Вмиг увольняю работника, который обманул клиента. Знаете, как бывает в автомастерских? Мастер говорит, что вот такое сделал, а сам не делал. Я никогда так не вру и своим не разрешаю. При приеме на работу предупреждаю: «Не обманываем. Увижу — увольняю без оплаты за неделю».
К «без обману» привыкают по три месяца: видно, что по привычке масло залили, а фильтр не поменяли, хотя деньги записали. Всё думают, что я прикидываюсь. Новичку делаю замечание два раза, а потом увольняю. Старичкам не прощаю.
Ребята у меня не воруют. Мне помогает правило: «Можешь бесплатно отремонтировать две машины, например свою и друга». Нужна краска — бери, запаску поменять — меняй. Всё равно бы таскали, а так договорились по-хорошему, и я заранее закладываю это в расходы.
Чтобы ребята не затягивали ремонт, плачу только когда машина полностью готова, клиент расплатился и забрал ее. Каждый получает за свою часть: механик — за мотор, стекольщик — за стекла. Поэтому всем выгодно чинить быстрее, иначе непонятно, когда получишь деньги.
Расчеты в экселе, ничего особенного, зато постоянно. Поэтому всегда знаю, что какому клиенту сделали, сколько кому платить и за что
Деньги выдаю раз в неделю, размер — половина от того, что заплатил клиент. В среднем механик зарабатывает по 100 000 в месяц, но я плачу выше рынка. Если прямо упахался, может 180 000 выбить.
Подарки и штрафы за работу
Ребята из автомастерской понимают всё однозначное: либо плохо, либо хорошо. Никаких: «Вот лучше бы сделать так, как думаешь?» или «Мне кажется, здесь не очень, давай попробуем переделать». Они могут творчески подходить к ремонту, но если я сказала, что Миша берет мерседес, — значит, его берет Миша, а не Ваня.
Разговариваю односложными фразами: «Санек-стажер, выкидывай мусор и сходи в магазин, вот деньги», «Вань, ты поднимай и начинай варить». Без «пожалуйста», тихого голоса и экивоков. Иначе ребятам кажется, что я сама с собой говорю или думаю вслух.
Есть смешные разговоры:
— Ребят, ну, а если болгаркой срезать вин с кузова? Как еще двигатель поменять, чтоб не придрались?
— Да знаю я, как сделать, я за это сидел.
Бывает, штрафую. У меня нигде не написано, какие штрафы и за сколько, всё зависит от косяка. Вот просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично. Объявляю, что нанимаю уборщицу и плачу из их зарплаты. Вот и всё: каждый лишился по пятьсот рублей.
Могу оштрафовать, если механик вовремя не вышел на работу и клиент с задержкой получил машину. Обычно так: либо перевожу на оплату «по тысяче рублей в день» вне зависимости от объема работы, либо перестаю давать хорошие заказы. Можно весь день набегаться, а заработать восемьсот рублей.
На каждую машину пишу задание и вешаю в ремзоне, так ребятам не надо держать в голове задачи, а мне проще контролировать. В комментариях — название масла и кто его привезет
Премии тоже есть. Клиент приехал в 19:30 и просит сегодня сделать. Мы явно не успеваем до закрытия, но механик остается и чинит. Вроде не обязан, но понимает, что важно удержать клиента, и помогает. Премии разные, сумма зависит от заказа, но редко плачу меньше тысячи с одного заказа.
У меня нет цели стать лучшими друзьями с ребятами, но если могу порадовать — почему нет. Прошел день ударно — с меня пицца. Скоро зима, а маляр хотел новую резину — дарю резину. Бывает, какие-то мелочи, типа коврика в машину, например. Спасибо никто не говорит, здесь так не принято: я сделала что-то хорошее, ну и отлично, зачем мусолить.
Полиция и драки
Любой бизнес в любой стране могут отнять. Захотели, нашли повод, отняли. К этому надо быть готовым, заранее не паниковать и без драм «о ужас-ужас, что происходит».
Гаражные автомастерские — полулегальный бизнес, кто их только не держит. Мне везет, потому что с документами всё в порядке: я москвичка в надцатом поколении, у меня московская прописка. У всех сотрудников тоже регистрация есть, так что нас нечем особенно пугать.
Как-то зашли два полицейских, притащили машину, а она в хлам, да еще старая. И началось: «Мы работаем на районе, почини нам бесплатно». Спокойно объясняю, что бесплатно — это за мой счет, а денег у меня нет. Они дальше нажимают, типа: «Мы документы проверим». Я говорю: «Пожалуйста, могу сейчас показать». У меня даже договор аренды есть — в общем, сложно подкопаться.
Они стояли еще час: сначала говорили, что знают владельца гаража, и он даст мне скидку на аренду. Я предложила прямо сейчас к нему сходить всем вместе, чтобы я узнала размер скидки. Они не стали ходить, зато давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.
«Давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой»
Было понятно: если уступлю, у меня поселится весь их отдел, поэтому продолжала вежливо отказывать. Они уехали. Может, не стали с девчонкой связываться или решили поискать, у кого с документами проблемы.
Полицейские — не звери какие-то, есть нормальные. Я ехала и так дернула машину, что номер отвалился. Подъехал полицейский, думаю: ну всё, штраф. Но нет: мы обсудили ремонт, зиму, плохое крепление номера. В итоге он помог прикрутить номер, чтобы я до дома добралась.
Есть смешной случай. Я только начала развивать свою автомастерскую и снимала половину гаража в другом месте, мои соседи — парень с девушкой. Был рабочий день, парень уехал за запчастями, мы с девчонкой вдвоем сидим.
Мой механик на днях продал квартиру и просил подержать в мастерской полтора миллиона рублей, мне особо хранить негде, я положила в сейф мастерской. Сидим, пьем кофе, врываются шесть человек в масках и с оружием и кричат: «На пол, быстро, руки!» Мы сползли со стульев на пол, и я говорю: «Ребята, нас тут две девчонки, ничего не сделаем, даже не убежим. Расскажите толком, кого ищете».
Товарищи сняли маски, и мы нормально так поговорили. Я не поняла, это была частная охрана или полиция, но они искали владельца гаража, чтобы его выселить. В общем, не за нами пришли.
Мы упросили забрать личные вещи и отнести в свои машины. Пока собираю вещи, думаю: как бы забрать деньги механика незаметно от товарищей в масках. В итоге вынесла весь сейф: накрыла шмотками, типа шкаф разобрала — и бегом к машине.
Потом я еще две недели ходила в гараж забирать инструменты. Желтая лента висела, а никого не было. Из этого гаража выехала, сняла другой.
Въезд в промзону, где находится моя автомастерская. Часто на въезде какие-то разборки, но заканчиваются миром
Драки тоже бывают. В моей мастерской сильных не было, но видела у соседей. К соседям приехали разбираться мужики на трех машинах, слышу ругань, бьют кого-то, кричат: «Убери нож!» Я достала шланг, протянула поближе и окатила водой. Зима, холод встряхнул, и драка на какое-то время прекратилась, а там мужики из других гаражей подтянулись. В общем, никого особенно не побили.
Цветы и холодильник от клиентов
В мастерской — две основные зоны: ремонтная и клиентская. У клиентов есть диванчик и особые чашки.
За раз в клиентской зоне могут уместиться человек шесть, но мы просим клиентов записываться заранее и приезжать ко времени. Так никому не надо сидеть просто так
К нам часто приходят с детьми, поэтому начала делать детскую. Пока идет ремонт, но скоро поставим игрушки, диванчики. Детям скучно сидеть в клиентской зоне, и они выходят в ремонтную. Страшновато, что они могут пораниться или мат услышат. Ребята стараются не материться при детях, но получается слабо.
В автомастерской есть правило, оно действует для клиентов и ребят: никакого обсуждения политики, религии, спорта, сексизма, эйджизма и всех других измов. Если слышу такие разговоры, сразу прошу остановиться. Все горячие, так и до драки недалеко, а разнимать неохота.
Я назвала пространство в мастерской «Территория внутреннего Гетеборга», это город с заводом «Вольво», я очень его люблю
С клиентами общаюсь сама, ребята могут улыбнуться, кивнуть, и всё. Я пробовала отпускать механиков к клиентам, но начинались скабрезные или неумелые шуточки, так что прекратила эксперимент.
С клиентами дружеские отношения, но специально в душу не лезу, просто задаю вопросы. А там — как получается: захочет поговорить — я с радостью. Если нет, так нет. Вопросы самые обычные, например, как выбирали машину, почему такую, чем нравится. Разговор сам зажигается, и за мелочами о машине — целая жизнь.
Приезжает девчонка на чудовищно старой тачке. Видно, что денег нет, но она такая хорошая, и кексик нам испекла. Ребятам понравилась, поэтому они поменяли масло за свой счет. У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.
«У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок»
Парень приехал доделывать мотор. Механик смотрит и говорит, что мотор никто не трогал, надо не доделывать, а всё с нуля. Парень злится: оказывается, друг взял с него шестьдесят тысяч и обещал всё сделать. Механик разводит руками: нет ничего. Парень названивает другу, а тот не отвечает. Такое глупое предательство на наших глазах. Парень стучал кулаком в диван.
Пара случаев за год, когда клиент возвращал машину и говорил, что мы не так сделали. Я не спорю: не так, значит, посмотрю и переделаем. Переделки за мой счет: я проглядела, когда принимала машину от механиков, мне и платить.
Клиенты привозят сыр, вино, чай, цветы оставляют с нами ребенка, пока машина чинится и надо успеть по делам.
Бывает, что привозят что-то для мастерской: лопату, ведра, холодильник.
Лично клиентов ни о чем не прошу, но могу на своей странице в фейсбуке кинуть пост: ищу такой-то контакт, нужен холодильник или шкаф, кто бы мог забрать запчасть из Питера. Обычно кто-то откликается.
Реклама — отзывы клиентов и СМИ
Я не плачу за рекламу. Вся реклама — моя страница в фейсбуке, где рассказываю о себе и жизни мастерской, иногда об акциях. Например, 20% скидки на кузов за репост акции.
Я не прошу оставлять отзывы, клиенты сами пишут. Могут записать аудиосообщение в вотсапе, но чаще выкладывают в фейсбук.
Хорошо срабатывает сарафанное радио: девушка сходила ко мне, ей понравилось, она рассказала подруге, и так по цепочке. Поэтому пока никакой дополнительной рекламы.
Еще часто пишут СМИ и автоплощадки, это тоже привлекает внимание к мастерской. Всё-таки девушка в автомастерской — редкость, поэтому интересно. Жаль, что пишут в основном не о том, как я строю бизнес, а о том, каково женщине в автосфере. Хотя это тоже здорово, и спасибо им большое за внимание и помощь в продвижении. Это ценно.
РБК сняли сюжет о дискриминации женщин, и я рассказываю о своей работе. По-прежнему много сердобольных комментариев типа «Зачем она взвалила на себя такой интеллектуальный труд».
Нападки из-за пола
За шесть лет работы с машинами чего только не было. Механики устраивались на работу и уходили, когда узнавали: директор — девчонка. Клиенты уезжали.
Был случай, который обошел полфейсбука. Парень приехать чинить машину, механики заняты, я взялась сама. Ему не понравилось, что за его машину взялась «баба», и он потребовал снять машину с подъемника. Мы говорим: «Нельзя, масло уже слили», а он всё равно скандалит и требует, хотя сам видел, что масло слили. Ну мы сняли, он уехал и угробил машину. А потом обвинял меня, что я взялась чинить, мол, я его этим оскорбила.
Не хочу терять клиентов из-за разборок, поэтому вместо спора — показываю делом. Вот приехал клиент, видит меня и механика. Он будет до последнего обращаться к механику, потому что его унижает разговор о машине с «бабой». Механик ничего толком не говорит, кивает на меня и типа: «Я решение не принимаю, надо говорить с Дашей».
«Его унижает разговор о машине с „бабой“»
Я не качаю права, а спокойно предлагаю сделать ремонт. Рассказываю: вот такое можно, за такое время и деньги. Если не соглашается, прошу уехать вот буквально сейчас, без разговоров и выяснения отношений. Тут главное — смотреть прямо, не истерить, и всё вежливо и спокойным голосом.
Кто-то уезжает после просьбы, но чаще остаются и дают шанс показать себя. Вот тогда наступает мой момент: я знаю, что мы круто делаем ремонт и я могу проконтролировать качество. Если клиент поверил, он уезжает довольным. У мастерской двадцать постоянных клиентов-мужчин, они приводят друзей и жен.
Еще одна женская шуточка: «Так готовит настоящий владелец автомастерской». Очень хотелось есть, лопатки под рукой не было, я вымыла ключ и им переворачивала
Я знаю, что в сервисах обманывают всех, неважно, кто ты: отец троих детей или студентка, но по опыту девушек обманывают чаще. Типа, они всё равно ничего не понимают. Я хочу помогать водителям-девушкам лучше знать свою машину и не бояться сервисов.
Для девчонок моя мастерская — островок безопасности. Они знают, что я всегда сделаю максимум и расскажу, что именно мы ремонтируем, почему, как подстраховаться, на чём сэкономить. Никаких шуточек и презрения. Меня называют крестной машины, и я этим горжусь.
Самое частое, что слышу о себе: у меня не тот вес, цвет волос, я слишком много курю, у меня вызывающая помада. Якобы занимаюсь автомастерской, потому что нет мужа и детей. Это сыпется со всех сторон: от незнакомых людей в соцсетях, коллег по рынку, клиентов. Одно время страшно злилась и расстраивалась, а сейчас научилась не замечать и не тратить на такое силы.
Уверена, что и после этой статьи найдутся комментаторы, ну что делать. Мне в кайф развивать свою мастерскую и создавать уголок безопасности для девушек.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Вы заблокированы
Возможно, мы разблокируем вас в первый понедельник следующего месяца. Ну или напишите нам, разберёмся: editors@modulbank.ru
Источник https://www.equipnet.ru/org-biz/avtobiznes/avtobiznes_457.html
Источник https://www.klerk.ru/materials/2020-01-20/kak-otkrit-sobstvennii-avtoservis-raschet-zatrat-i-rentabelnosti-biznesa/
Источник https://delo.modulbank.ru/all/kamenskaya